Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 12

          Таким образом, научная проблема не только выделяет объект и предмет исследования, но и своими этапами и фазами развёртывания создаёт возможность планирования и направления процессов научного исследования, поэтому ошибочная формулировка научной проблемы, а, следовательно, и неверное направление поиска ведут к крупным финансовым, материальным и социальным потерям.

          Проблеме предшествует проблемная ситуация. Проблемная ситуация в широком смысле представляет собой совокупность отношений между необходимостью и возможностью получения нового научного знания. Её особенность состоит в том, что указанное отношение приобретает форму противоречия между достигнутым объёмом и уровнем научного  знания (к данному моменту) и необходимостью на его основе объяснить или описать вновь открытое явление или фрагменты реальности.

          Таким образом, научная проблема не только выделяет объект и предмет исследования, но и своими этапами и фазами развертывания создает возможность планирования и направления процессов научного исследования, поэтому ошибочна формулировка научной проблемы, а следовательно и неверное направление поиска ведут к крупным финансовым, материальным и социальным потерям.

          Проблеме предшествует проблемная ситуация.

 2. Проблемная ситуация в науке

          Проблема в широком смысле представляет собой совокупность отношений между необходимостью и возможностью получения нового научного знания. Ее особенность состоит в том, что указанное отношение приобретает форму противоречия между достигнутым объемом и уровнем научного знания (к данному моменту) и необходимостью на его основе объяснить и описать вновь открытое явление или фрагменты реальности.

          Таком образом, проблемная ситуация в науке это создавшееся противоречивое положение  из которого надо найти выход или комплекс условий, требующий нового неизвестного ранее способа решения некоторых научных задач.

          С пониманием проблемной ситуации связывают понятие кризиса. Кризис в науке - это наивысший этап развития проблемной ситуации, который захватывает широкие научные области и требует коренного качественного изменения в базовых теориях, принципах, методах объяснения, а иногда и пересмотра научной картины мира.

          В науке проблемная ситуация возникает, когда:

1.  новые факты не укладываются в рамки существующей теории. Это требует новых идей, гипотез и их экспериментальной проверки.

2.  конкурируют несовместимые самостоятельные теории, объясняющие с разных принципиальных позиций одно и тоже явление.

3.  комплекс фактов, противоречащий господствующим теориям и требующий пересмотра базовых концептуальных представлений, методологий и мировоззрения. (кризис физики 1895 - 1905) открытие Х - лучей, радиоактивности, кванта света, электрона и т. д., которые не могли быть объяснены классической физикой Ньютона, основанной на макропроцессах и представлении о материи, как неделимых атомов.

          Резюме: Проблемная ситуация - это совокупность условий в развитии науки при которых противоречие между требованиями научных задач и условиями их решения достигает такого высокого уровня развития, когда становятся необходимыми радикальные способы преодоления этих противоречий.

          Знаковой или языковой формой обобщения проблемной ситуации является понятие научной проблемы.        

3. Понятие научной проблемы

          Проблема - (др. Греческий - задача, вопрос, трудность). Однако этот термин используют расплывчато в разных смыслах.

          Проблема - это:

1.  то что не познано человеком и необходимо познать.

2.  знание о незнании.

3.  сложный вопрос.

4.  вопрос, требующий решение.

5.  вопрос, не имеющий прямого ответа в имеющемся знании и при его преобразовании старыми методами.

6.  затруднение, которое преодолевается теоретическими или эмпирическими исследованиями.

Анализ:

1 и 2 - логически не корректны. Можно допустить, что о «незнании» кое-что известно, но недостаточно.

          3 и 4 - нет критерия сложности и не всякий вопрос, требующий решения, является проблемой.

          5 - уточняет вопрос, но недостаточно.

          6 - нет условий необходимости исследования.

Главное это то, что здесь не отражены объективные противоречия, которые по своей природе порождают такие исследовательские задачи, которые в данной ситуации не имеют не каких решений.

          Научная проблема - это вид научной задачи обязательным условием которой является разрешение противоречия между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения существующими теоретическими представлениями, средствами и методами научного исследования.

          Правильно поставленная проблема - это значительная часть успеха в ее решении. 

4. Условия правильности постановки проблемы

1.  Наличие некоторого предварительного научного знания (данные опыта, теория, методика), куда может быть включена исследуемая проблема.

2.  Формально правильное построение и языковая формулировка (например, при помощи формальной или математической логики).

3.  Корректность проблемы. Т. е. ее предпосылки не должны быть ложными.

4.  Не глобальность, а достаточная ограниченность проблемы.

5.  Указание на условие осуществления решения.

6.  Принятие соглашения о признаках приемлемого решения и способах проверки решения на приемлемость.

5. Классификация научных проблем

          Их разделяют на предметные и процедурные. В свою очередь предметные: эмпирические и теоретические. Процедурные на методологические и оценочные.

Предметные проблемы связаны с раскрытием новых свойств отношений, структуры, связей, законов.

Эмпирические - это поиск данных науки с помощью наблюдений, экспериментов, моделирование и создание соответствующих средств.

Теоретические это организация, интерпретация множества данных науки, выведение следствий, формирование гипотез, законов, теорий.

Процедурные связаны со способом оценки и получения знания.

Методологические - касаются планирования исследования, установления соглашений (например, о единицах измерений), порядок решения проблемы, проведение самих экспериментов.