Таким образом, научная проблема не только выделяет объект и предмет исследования, но и своими этапами и фазами развёртывания создаёт возможность планирования и направления процессов научного исследования, поэтому ошибочная формулировка научной проблемы, а, следовательно, и неверное направление поиска ведут к крупным финансовым, материальным и социальным потерям.
Проблеме предшествует проблемная ситуация. Проблемная ситуация в широком смысле представляет собой совокупность отношений между необходимостью и возможностью получения нового научного знания. Её особенность состоит в том, что указанное отношение приобретает форму противоречия между достигнутым объёмом и уровнем научного знания (к данному моменту) и необходимостью на его основе объяснить или описать вновь открытое явление или фрагменты реальности.
Таким образом, научная проблема не только выделяет объект и предмет исследования, но и своими этапами и фазами развертывания создает возможность планирования и направления процессов научного исследования, поэтому ошибочна формулировка научной проблемы, а следовательно и неверное направление поиска ведут к крупным финансовым, материальным и социальным потерям.
Проблеме предшествует проблемная ситуация.
Проблема в широком смысле представляет собой совокупность отношений между необходимостью и возможностью получения нового научного знания. Ее особенность состоит в том, что указанное отношение приобретает форму противоречия между достигнутым объемом и уровнем научного знания (к данному моменту) и необходимостью на его основе объяснить и описать вновь открытое явление или фрагменты реальности.
Таком образом, проблемная ситуация в науке это создавшееся противоречивое положение из которого надо найти выход или комплекс условий, требующий нового неизвестного ранее способа решения некоторых научных задач.
С пониманием проблемной ситуации связывают понятие кризиса. Кризис в науке - это наивысший этап развития проблемной ситуации, который захватывает широкие научные области и требует коренного качественного изменения в базовых теориях, принципах, методах объяснения, а иногда и пересмотра научной картины мира.
В науке проблемная ситуация возникает, когда:
1. новые факты не укладываются в рамки существующей теории. Это требует новых идей, гипотез и их экспериментальной проверки.
2. конкурируют несовместимые самостоятельные теории, объясняющие с разных принципиальных позиций одно и тоже явление.
3. комплекс фактов, противоречащий господствующим теориям и требующий пересмотра базовых концептуальных представлений, методологий и мировоззрения. (кризис физики 1895 - 1905) открытие Х - лучей, радиоактивности, кванта света, электрона и т. д., которые не могли быть объяснены классической физикой Ньютона, основанной на макропроцессах и представлении о материи, как неделимых атомов.
Резюме: Проблемная ситуация - это совокупность условий в развитии науки при которых противоречие между требованиями научных задач и условиями их решения достигает такого высокого уровня развития, когда становятся необходимыми радикальные способы преодоления этих противоречий.
Знаковой или языковой формой обобщения проблемной ситуации является понятие научной проблемы.
Проблема - (др. Греческий - задача, вопрос, трудность). Однако этот термин используют расплывчато в разных смыслах.
Проблема - это:
1. то что не познано человеком и необходимо познать.
2. знание о незнании.
3. сложный вопрос.
4. вопрос, требующий решение.
5. вопрос, не имеющий прямого ответа в имеющемся знании и при его преобразовании старыми методами.
6. затруднение, которое преодолевается теоретическими или эмпирическими исследованиями.
Анализ:
1 и 2 - логически не корректны. Можно допустить, что о «незнании» кое-что известно, но недостаточно.
3 и 4 - нет критерия сложности и не всякий вопрос, требующий решения, является проблемой.
5 - уточняет вопрос, но недостаточно.
6 - нет условий необходимости исследования.
Главное это то, что здесь не отражены объективные противоречия, которые по своей природе порождают такие исследовательские задачи, которые в данной ситуации не имеют не каких решений.
Научная проблема - это вид научной задачи обязательным условием которой является разрешение противоречия между необходимостью в новых знаниях и невозможностью их получения существующими теоретическими представлениями, средствами и методами научного исследования.
Правильно поставленная проблема - это значительная часть успеха в ее решении.
1. Наличие некоторого предварительного научного знания (данные опыта, теория, методика), куда может быть включена исследуемая проблема.
2. Формально правильное построение и языковая формулировка (например, при помощи формальной или математической логики).
3. Корректность проблемы. Т. е. ее предпосылки не должны быть ложными.
4. Не глобальность, а достаточная ограниченность проблемы.
5. Указание на условие осуществления решения.
6. Принятие соглашения о признаках приемлемого решения и способах проверки решения на приемлемость.
Их разделяют на предметные и процедурные. В свою очередь предметные: эмпирические и теоретические. Процедурные на методологические и оценочные.
Предметные проблемы связаны с раскрытием новых свойств отношений, структуры, связей, законов.
Эмпирические - это поиск данных науки с помощью наблюдений, экспериментов, моделирование и создание соответствующих средств.
Теоретические это организация, интерпретация множества данных науки, выведение следствий, формирование гипотез, законов, теорий.
Процедурные связаны со способом оценки и получения знания.
Методологические - касаются планирования исследования, установления соглашений (например, о единицах измерений), порядок решения проблемы, проведение самих экспериментов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.