Вместе с тем достоинства естественного языка становятся его недостатками, которые затрудняют его употребление:
1. Его знаки и слова многозначны, что выражается в двух формах:
a) полисемии–где один термин имеет несколько связанных смыслов (дом, земля),
b) омонимии–один термин в нескольких различных смыслах (ключ, коса).
2. Сложный запутанный неоднозначный характер грамматики, определяющей морфологию слов-знаков и синтаксические правила их сочетаний.
3. Громоздкость и необозримость его конструкций. [Записать математическую формулу словами, CaCO3.]
Нейтрализация недостатков привела к созданию искусственных языков.
Искусственные языки создаются для решения специальных задач науки и приспособлены к точному описанию и объяснению определённых предметных областей, являясь средством эффективного мышления и исследования в границах логики, математики, физики и многих других наук.
Научные языки отличаются
1.) специальной лексикой, т.е. набором основных терминов, терминов, понятий и категорий,
2.) специальными правилами построения преобразования сложных языковых выражений, эти правила жёстки однозначны,
3.) использованием специальных знаков, символов, заменяющих слова и выражения обыденного языка.
Благодаря этому предложения и знаковые системы становятся ёмкими, компактными, более точными и адекватными. Точность и ясность–это первая характеристика науки и кредо учёного, ограждающая, в частности от бессмысленных дискуссий и трудностей «вавилонской башни».
Язык считается точным, если его термины однозначно определены, а каждое предложение, содержащее термины построено по заранее определённым правилам.
Язык считается адекватным (тождественным), если получаемые в нём предложения (выражения) могут описать и объяснить все существующие ситуации в исследуемой предметной области.
Все эти условия соблюдаются на основе международных соглашений, которые затем конкретизируются в государственных стандартах терминов и понятий. В них, как правило, указывают: «Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения понятий... в области... Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документах всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе».
По пространственной форме выражения научные языки подразделяются на одномерные (символы языка математики) и многомерные (двухмерные таблицы, графики, диаграммы, схемы, карты, химические формулы). Особую роль в технических и некоторых других науках выполняет язык проекционных чертежей, где трёхмерное пространство изображается на плоскости. После того как выбран язык проекций и заданы его характеристики, проекционное изображение определяется свойствами и правилами геометрических преобразований.
Основа языка науки составляет философские, общенаучные и «частные научные» категории.
Философские категории (материя, движение, пространство, время, качество, количество, форма содержание) представляют собой наиболее устойчивые моменты познания, важнейшие результаты, а вместе с тем как бы опорные пункты многовекового процесса развития науки.
Общенаучные категории кристаллизуются в эпоху научно-технической революции. Они составляют понятийный фундамент современной науки, применимы во всех областях научного знания и деятельности. (Система, элемент, структура, функция, информация, модель, вероятность, определённость, симметрия.) Эти категории формируют стиль научного мышления.
Категориальность присуща и всем частным наукам. В физике оперируют категориями:
– масса, сила, скорость, энергия, заряд, магнетизм, электромагнитное поле и так далее.
В химии:
– химический элемент, соединение, связь, химическая реакция, равновесие, химическая организация.
В биологии:
– жизнь, белок, ген, клетка, организм, вид, биоценоз, эволюция.
В социологии:
– общественно экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, социальная группа, личность, способ производства.
В политэкономии:
– труд, стоимость, товар, деньги.
1. Предисловие
2. Предмет науки
3. Объект научного познания (объект науки)
4. Предмет научного исследования
Общая теория науковедения определяет науку как совокупность научного знания, научной деятельности, научной организации, допускает сильную абстракцию, в пределе отображая её сущность. Если перейти к «живой» науке, то есть к реальным и конкретным формам её существования, то науковеды акцентируют своё внимание на научной дисциплине, где знание, деятельность и организация находят своё историческое единство.
{Дисциплинарная организация науки; кафедра–отдельное княжество; 5 грамм сметаны.}
Дисциплина (лат: учение) исходно обозначала школьное преподавание, включающее обязательный набор знаний и сам процесс обучения.
В ранее средневековье школа повышенного типа именовалась studium–старания, стремления, усердия: «студеозус»–студент–старательный, прилежный, усердный, учёный. В эпоху возрождения студенты в таких представляли собой тип союза под названием «univrsatus magistrarum at skolarium», то есть объединение учителей и школяров: общая цель–учиться. Постепенно название «universitas» перешло с группы студентов на сами школы, которые к началу XIII века стали известны как университеты (1209–Кембридж, 1215–Париж, 1725–Петербург, 1755–Москва).
Внутри самих университетов стали выделяться группы студентов, изучающие отдельные науки. Такие группы стали именоваться коллегиями, а сами студенты–коллеги. Поскольку коллеги учились по способностям и возможностям, что означало «факультас», то их стали далее именовать факультетами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.