Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 7

          Вместе с тем достоинства естественного языка становятся его недостатками, которые затрудняют его употребление:

1.  Его знаки и слова многозначны, что выражается в двух формах:

a)  полисемии–где один термин имеет несколько связанных смыслов (дом, земля),

b)  омонимии–один термин в нескольких различных смыслах (ключ, коса).

2.  Сложный запутанный неоднозначный характер грамматики, определяющей морфологию слов-знаков и синтаксические правила их сочетаний.

3.  Громоздкость и необозримость его конструкций. [Записать математическую формулу словами, CaCO3.]

          Нейтрализация недостатков привела к созданию искусственных языков.

7. Специфика языка науки

          Искусственные языки создаются для решения специальных задач науки и приспособлены к точному описанию и объяснению определённых предметных областей, являясь средством эффективного мышления и исследования в границах логики, математики, физики и многих других наук.

          Научные языки отличаются

1.) специальной лексикой, т.е. набором основных терминов, терминов, понятий и категорий,

2.) специальными правилами построения преобразования сложных языковых выражений, эти правила жёстки однозначны,

3.) использованием специальных знаков, символов, заменяющих слова и выражения обыденного языка.

          Благодаря этому предложения и знаковые системы становятся ёмкими, компактными, более точными и адекватными. Точность и ясность–это первая характеристика науки и кредо учёного, ограждающая, в частности от бессмысленных дискуссий и трудностей «вавилонской башни».

          Язык считается точным, если его термины однозначно определены, а каждое предложение, содержащее термины построено по заранее определённым правилам.

          Язык считается адекватным (тождественным), если получаемые в нём предложения (выражения) могут описать и объяснить все существующие ситуации в исследуемой предметной области.

          Все эти условия соблюдаются на основе международных соглашений, которые затем  конкретизируются в государственных стандартах терминов и понятий. В них, как правило, указывают: «Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производ­стве термины и определения понятий... в области... Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документах всех видов, учебниках, учебных посо­биях, технической и справочной литературе».

          По пространственной форме выражения научные языки подразделяются на одномер­ные (символы языка математики) и многомерные (двухмерные таблицы, графики, диаграммы, схемы, карты, химические формулы). Особую роль в технических и некоторых других науках выполняет язык проекционных чертежей, где трёхмерное пространство изображается на плос­кости. После того как выбран язык проекций и заданы его характеристики, проекционное изображение определяется свойствами и правилами геометрических преобразований.

          Основа языка науки составляет философские, общенаучные и «частные научные» ка­тегории.

          Философские категории (материя, движение, пространство, время, качество, количе­ство, форма содержание) представляют собой наиболее устойчивые моменты познания, важ­нейшие результаты, а вместе с тем как бы    опорные пункты многовекового процесса разви­тия науки.

          Общенаучные категории кристаллизуются в эпоху научно-технической революции. Они составляют понятийный фундамент современной науки, применимы во всех областях на­учного знания и деятельности. (Система, элемент, структура, функция, информация, модель, вероятность, определённость, симметрия.) Эти категории формируют стиль научного мышле­ния.

          Категориальность присуща и всем частным наукам. В физике оперируют категориями:

  –  масса, сила, скорость, энергия, заряд, магнетизм, электромагнитное поле и так далее.

          В химии:

  –  химический элемент, соединение, связь, химическая реакция, равновесие, химическая ор­ганизация.

          В биологии:

  –  жизнь, белок, ген, клетка, организм, вид, биоценоз, эволюция.

          В социологии:

  –  общественно экономическая формация, производительные силы, производственные отно­шения, базис, надстройка, социальная группа, личность, способ производства.

          В политэкономии:

  –  труд, стоимость, товар, деньги.


Тема 5. Предмет науки

Вопросы:

1.  Предисловие

2.  Предмет науки

3.  Объект научного познания (объект науки)

4.  Предмет научного исследования

1. Предисловие

          Общая теория науковедения определяет науку как совокупность научного знания, на­учной деятельности, научной организации, допускает сильную абстракцию, в пределе ото­бражая её сущность. Если перейти к «живой» науке, то есть к реальным и конкретным фор­мам её существования, то науковеды акцентируют своё внимание на научной дисциплине, где знание, деятельность и организация находят своё историческое единство.

          {Дисциплинарная организация науки; кафедра–отдельное княжество; 5 грамм сме­таны.}

          Дисциплина (лат: учение) исходно обозначала школьное преподавание, включающее обязательный набор знаний и сам процесс обучения.

          В ранее средневековье школа повышенного типа именовалась studium–старания, стремления, усердия: «студеозус»–студент–старательный, прилежный,  усердный, учёный. В эпоху возрождения студенты в таких представляли собой тип союза под названием «univrsatus magistrarum at skolarium», то есть объединение учите­лей и школяров: общая цель–учиться. Постепенно название «universitas» перешло с группы студентов на сами школы, которые к началу XIII века стали известны как университеты (1209–Кембридж, 1215–Париж, 1725–Пе­тербург, 1755–Москва).

          Внутри самих университетов стали выделяться группы студентов, изучающие отдельные науки. Такие группы стали именоваться коллегиями, а сами студенты–коллеги. Поскольку коллеги учились по способностям и возможностям, что означало «факультас», то их стали далее именовать факультетами.