2) в системе теории и методологии научной деятельности (проблема)–стиль научного мышления, структура и логика научного исследования, общая методология научной деятельности, общенаучные подходы (структурный, системный, функциональный, вероятностный, информационный), теоретический этап научного исследования, эмпирический этап научного исследования и его методы (наблюдение, эксперимент, математическое моделирование);
3) в системе научной организации–это общая структура научной организации и её формы, исследовательские области (проект, сектор, отдел, лаборатория, и т. п.), научная дисциплина, дисциплинарная и полидисциплинарная организация исследовательских областей, отраслевая наука, программа, как интеграция исследовательских областей, научное направление, исследовательский коллектив, научная школа, различные коммуникации в науке (журналы, конференции, симпозиумы, и т. п.).
1. Элементы теории познания
2. Обыденное знание
3. Научное знание
4. Эмпирическое и теоретическое знание
Познание–это активное и целенаправленное отражение действительности в форме идеальных образов исследуемых объектов, имеет две ступени или два уровня:
a) чувственное познание, которое включает ощущения[2], восприятия[3], представления[4], здесь отражаются только внешние стороны предмета (любое высоко развитое животное);
b) абстрактное (разумное, логическое) мышление включает формирование из чувственных образов понятий, суждений (форма мышления через связь понятий) и умозаключений (связь суждений, порождающая новые знания), связывая понятия в суждения, а последние в умозаключения–человек мыслит.
В отличие от чувственного познания–это уже не поверхностное знание, а существенное, причинное.
Таким образом, мышление–это форма психического отражения, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между предметами формы мышления от суждения до творчества[5]. Отсюда говорят: «Ум–это способность мышления».
Рассудок–мышление по принятым правилам.
Разум–это мышление с преодолением противоречий дающее выход в новое знание.
У индивидов разные умственные способности (интеллект), то есть относительно устойчивая структура умственных способностей.
Вывод: Знания–это система понятий, знание–это результат отражения предметов и процессов окружающего мира в сознании человека, выраженный в знаковых системах естественных и искусственных языков.
В донаучный период люди обладали достаточно прочными научными знаниями, накопленными в повседневной практической жизни, именуемыми обыденными знаниями. Это истоки научного знания носящего, в основном, рецептурный характер. Элементы научного знания появляются в период дифференциации накопленного знания на иррациональные (мистика, суеверие) и рациональные, выделяющие рациональное практическое знание, моменты. Тем самым люди приобретали здравый смысл. Филосовско-познавательную основу здравого смысла составляет наивный реализм–это обыденное, некритическое представление и убеждённость в том, что все характеристики внешнего мира адекватно и полностью отражены в жизненном опыте человека. Отсюда, здравый смысл (здравый рассудок)–это стихийно складывающиеся в повседневном опыте взгляде людей на мир, себя, принципы понимания и оценки явлений, правила и рецепты действия, в которых осуществлена попытка отделить рассудок от предрассудка, рациональный взгляд от суеверия, и т. д.
Таким образом, обыденное знание–это результат отражения повседневной практики и житейского опыта, основанного на здравом смысле и выраженного естественным языком.
Особенности обыденного знания:
- его объекты носят опытный и чувственный характер;
- формируется бессистемно, стихийно;
- поверхностны, субъективны, являются результатом накопления отдельных фактов, рецептов, простейших индуктивных сообщений;
- догадки и предположения не контролируются специальной техникой и методами;
- организуется как совокупность мнений, утверждений, точек зрения, опирается на авторитеты, опыт отдельных лиц, принимается на веру;
- фиксируется и объединяется обыденным (естественным) языком.
Таким образом, здесь достоверность, истинность знаний обосновывается отсылкой к частному опыту, авторитету, а сейчас и к поверхностным, общедоступным данным науки.
В истории науки постепенно складываются идеалы и нормы научности, которые отличают научное знание от ненаучного знания (личный опыт, авторитет).
Идеалы научности:
A. это исторически конкретный стандартный критерий, этапы оценки;
B. некий нормативный образец, принятый в научном обществе и позитивно им оцениваемый
Эти идеалы реализуются в трёх формах:
1) доказательность и обоснованность знания,
2) описание и объяснение,
3) построение и организация.
1) Доказательство–это способ обоснования истинности, элементов или систем знания с помощью средств и методов (логических, общенаучных, дисциплинарных).
Обоснованность–это качество правильного научного мышления, где в рассуждениях все мысли опираются на другие мысли, истинность которых доказана.
Обоснование–это мысленная процедура, базирующаяся на использовании определённых знаний, норм и установок для принятия каких-либо утверждений или оценок.
Доказательство–это момент обоснования истинности знаний.
Способ доказательств носит исторический характер. Первые доказательства опирались на непосредственные суждения опыта (факты действительности, данные наблюдений). Затем, в качестве посылок доказательств начали использовать результаты экспериментов и количественных измерений соответствующих величин (XVІІІ[нет1] век).
Любые доказательства, связанные с обращением к наблюдениям и экспериментам называются эмпирическими.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.