Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 3

2)  в системе теории и методологии научной деятельности (проблема)–стиль научного мышления, структура и логика научного исследования, общая методология научной деятельности, общенаучные подходы (структурный, системный, функциональный, вероятностный, информационный), теоретический этап научного исследования, эм­пирический этап научного исследования и его методы (наблюдение, эксперимент, математическое моделирование);

3)  в системе научной организации–это общая структура научной организации и её формы, исследовательские области (проект, сектор, отдел, лаборатория, и т. п.), на­учная дисциплина, дисциплинарная и полидисциплинарная организация исследова­тельских областей, отраслевая наука, программа, как интеграция исследовательских областей, научное направление, исследовательский коллектив, научная школа, раз­личные коммуникации в науке (журналы, конференции, симпозиумы, и т. п.).


Тема 3. Научное знание

Вопросы:

1.  Элементы теории познания

2.  Обыденное знание

3.  Научное знание

4.  Эмпирическое и теоретическое знание

1. Элементы теории познания

          Познание–это активное и целенаправленное отражение действительности в форме идеальных образов исследуемых объектов, имеет две ступени или два уровня:

a)  чувственное познание, которое включает ощущения[2], восприятия[3], представления[4], здесь отражаются только внешние стороны предмета (любое высоко развитое жи­вотное);

b)  абстрактное (разумное, логическое) мышление включает формирование из чувст­венных образов понятий, суждений (форма мышления через связь понятий) и умо­заключений (связь суждений, порождающая новые знания), связывая понятия в суж­дения, а последние в умозаключения–человек мыслит.

          В отличие от чувственного познания–это уже не поверхностное знание, а существен­ное, причинное.

          Таким образом, мышление–это форма психического отражения, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между предметами формы мышления от суждения до творчества[5]. Отсюда говорят: «Ум–это способность мышления».

          Рассудок–мышление по принятым правилам.

          Разум–это мышление с преодолением противоречий дающее выход в новое знание.

          У индивидов разные умственные способности (интеллект), то есть относительно ус­тойчивая структура умственных способностей.

Вывод:   Знания–это система понятий, знание–это результат отражения предметов и процессов окружающего мира в сознании человека, выраженный в знаковых системах естест­венных и искусственных языков.

2. Обыденное знание

          В донаучный период люди обладали достаточно прочными научными знаниями, на­копленными в повседневной практической жизни, именуемыми обыденными знаниями. Это истоки научного знания носящего, в основном, рецептурный характер. Элементы научного знания появляются в период дифференциации накопленного знания на иррациональные (мистика, суеверие) и рациональные, выделяющие рациональное практическое знание, мо­менты. Тем самым люди приобретали здравый смысл. Филосовско-познавательную основу здравого смысла составляет наивный реализм–это обыденное, некритическое представление и убеждённость в том, что все характеристики внешнего мира адекватно и полностью отражены в жизненном опыте человека. Отсюда, здравый смысл (здравый рассудок)–это стихийно скла­дывающиеся в повседневном опыте взгляде людей на мир, себя, принципы понимания и оценки явлений, правила и рецепты действия, в которых осуществлена попытка отделить рас­судок от предрассудка, рациональный взгляд от суеверия, и т. д.

          Таким образом, обыденное знание–это результат отражения повседневной практики и житейского опыта, основанного на здравом смысле и выраженного естественным языком.

          Особенности обыденного знания:

-  его объекты носят опытный и чувственный характер;

-  формируется бессистемно, стихийно;

-  поверхностны, субъективны, являются результатом накопления отдельных фактов, рецептов, простейших индуктивных сообщений;

-  догадки и предположения не контролируются специальной техникой и методами;

-  организуется как совокупность мнений, утверждений, точек зрения, опирается на авторитеты, опыт отдельных лиц, принимается на веру;

-  фиксируется и объединяется обыденным (естественным) языком.

          Таким образом, здесь достоверность, истинность знаний обосновывается отсылкой к частному опыту, авторитету, а сейчас и к поверхностным, общедоступным данным науки.

3. Научное знание

          В истории науки постепенно складываются идеалы и нормы научности, которые от­личают научное знание от ненаучного знания (личный опыт, авторитет).

  Идеалы научности:

A. это исторически конкретный стандартный критерий, этапы оценки;

B. некий нормативный образец, принятый в научном обществе и позитивно им оцени­ваемый

  Эти идеалы реализуются в трёх формах:

1)  доказательность и обоснованность знания,

2)  описание и объяснение,

3)  построение и организация.

1) Доказательство–это способ обоснования истинности, элементов или систем знания с помощью средств и методов (логических, общенаучных, дисциплинарных).

Обоснованность–это качество правильного научного мышления, где в рассуждениях все мысли опираются на другие мысли, истинность которых доказана.

Обоснование–это мысленная процедура, базирующаяся на использовании определён­ных знаний, норм и установок для принятия каких-либо утверждений или оценок.

Доказательство–это момент обоснования истинности знаний.

Способ доказательств носит исторический характер. Первые доказательства опирались на непосредственные суждения опыта (факты действительности, данные наблюдений). Затем, в качестве посылок доказательств начали использовать результаты экспериментов и количест­венных измерений соответствующих величин (XVІІІ[нет1]  век).

          Любые доказательства, связанные с обращением к наблюдениям и экспериментам на­зываются эмпирическими.