Конспекты лекций по дисциплине "Философия" ("Философия и методология науки" и "Социальная философия"), страница 20

ii)  проблема морфологии науки и её классификации,

iii)  проблемы форм материи и форм движения материи, отраслью наук или наукой.

b)  Нового понимания системы ценностей данной науки.

c)  Нового понимания нравственных основ научной деятельности.

d)  Нового понимания эстетических идеалов в науке.

e)  Нового понимания постановок и решений других философских проблем в данной науке.

2.  Разработка новых методологических регуляторов в данной науке:

i)  новых методологических принципов,

ii)  новых определений предмета науки и её место в системе наук,

iii)  новых оценок состояния данной науки и её теоретической зрелости, математизированности, тенденций и перспектив развития, точек роста,

iv)  методологического проекта в данной науке.

3.  Разработка новых нормативов предметной деятельности учёных:

a)  Введение объектов и предметов нового типа.

b)  Постановка новых задач.

c)  Разработка новых методов.

d)  Разработка новых средств.

e)  Разработка новых «технологий» научного исследования.

f)  Построение новых исследовательских программ.

g)  Формулировка новых форм доказательности.


Тема 13. Диалектический метод познания

Вопросы:

1.  Понятие диалектического метода познания

2.  Принцип объективности

3.  Принцип системности

4.  Принцип историзма

5.  Принцип диалектического противоречия

1. Понятие диалектического метода познания

          В литературе нередко встречается точка зрения, в соответствии с которой диалектическим методом считается:

     а)  учение о всеобщих законах, связях, свойствах окружающего мира.

     б) учение о всеобщих законах и категориях диалектики, отражающих эти свойства, связи и объективные закономерности.

Однако ни то ни другое методом не является.

          Во всех науках методология нацелена на фиксирование существующего знания, а не на реализацию новых циклов познания и достижения нового знания. В исходной категории методологии и методе(см. Т.12) отражаются:

1)  способы и принципы построения обоснования системы знания,

2)  совокупность норм, правил, и предписаний, регулирующих познавательную деятельность.

Другими словами, диалектический метод и методология должны сводиться не к описанию антологического описания  категорий и законов (в философии антология–это учение о наиболее общих законах бытия), а к изложению познавательных регулятивов различных методологических принципов познания.

          Диалектический метод–однако не просто совокупность, а система взаимосвязанных и взаимозависимых принципов предписывающих определённый порядок осуществляемым действиям, направленных на познание или преобразование объектов.

          Принцип диалектического познания–это положения сформулированные на той или иной основе той или иной формы бытия или диалектической закономерности., содержащие в себе определённые требования к мыслящему субъекту и его ориентации в познавательной деятельности.

2. Принцип объективности

3. Принцип системности

4. Принцип историзма

5. Принцип диалектического противоречия


Тема 14. Общенаучные подходы

Вопросы:

1.  Сущность и значение общенаучных подходов в исследованиях

2.  Специфика общенаучного подхода

a)  Субстратный

b)  Структурный

c)  Функциональный

d)  Системный

e)  Вероятностный

f)  Информационный

1. Сущность и значение общенаучных подходов в исследованиях

2. Специфика общенаучного подхода

2.1. Субстратный

2.2. Структурный

2.3. Функциональный

2.4. Системный

2.5. Вероятностный

          Данный подход базируется на понятии вероятности. Вероятность–это степень возможности появления события в тех или иных могущих повторяться условиях, и ориентирует исследователя на изучение процесса как некоторых статистических ансамблей. Молекулярно-кинетическая теория газа и простроенная на её основе статистическая термодинамика является исторически первым примером вероятностного подхода. Затем вероятностный (статистический) подход утвердился в атомной физике, метрологии и т.д. Обогатились методами математической статистики индуктивная логика и теория эксперимента. Этот переворот в концептуальном аппарате науки завершился приблизительно в середине XX века. Последним его актом было возникновение кибернетики, неотъемлемой частью которой является статистическая концепция информации и управления.

          Исследование сложных форм материи не обходится без вероятностного подхода. Применение вероятностного подхода к исследованию реальных производственных процессов, протекающих в биологических и социальных системах, имеет целью выявление так называемых статистических закономерностей. Дело в том, что наложение очень большого числа случайных обстоятельств во многих случаях приводит к результатам практически независящих от случая, что даёт право говорить о закономерности.

          Развитие вероятностного подхода в современном научном познании привело к созданию теории случайных (стохастических) процессов. Типичным является процесс Броуновского движения частиц, турбулентного движения жидкости или газа, работа телефонной станции, связанная со случайным вызовом абонента. Использование этого подхода в логике стало необходимым в связи с задачей оценки истинности гипотез. Почти каждая гипотеза подлежит проверке. Такой гипотезой может быть и научный закон, и тогда встаёт задача оценить в какой степени он вытекает из имеющихся экспериментальных данных. Для решение подобных задач создан специальный логический аппарат (вероятностная логика), который позволяет распространить индуктивные методы на явления статистического порядка. Вероятностный подход эффективен при исследовании больших и сложных систем, использующих информацию и управление. Это объясняется тем, что основные особенности этих систем обусловлены их органической связью с окружающей средой–источником бесчисленных случайных воздействий.

2.6. Информационный