Рисунок 6 – Изменение выпуска локомотивов в РФ (в секциях) в 2009г. по сравнению с 2008г.
В 2009 году загрузка предприятий транспортного машиностроения обеспечивалась в основном за счет заказов от ОАО «РЖД» на электровозы и тепловозы. Российскими предприятиями в 2009 произведено 267 ед. магистральных локомотивов, что составило 86% к 2008 году в натуральном выражении. Стоит отметить, что производство электровозов в пересчете на секции в 2009 году осталось на уровне 2008 года (2009 г. – 395 секций, 2008 г. – 392 секции).
Таблица 1 – Производство магистральных электровозов в РФ в 2008-2009 гг.
№ п/п |
Наименование локомотива |
2008 год |
2009 год |
||
в единицах |
в секциях |
в единицах |
в секциях |
||
1. |
ВСЕГО электровозов: |
261 |
392 |
232 |
395 |
1.1 |
в т.ч. Грузовых электровозов |
125 |
256 |
122 |
285 |
1.1.1 |
2ЭС6 |
7 |
14 |
25 |
50 |
1.1.2 |
2ЭС4К |
14 |
28 |
21 |
42 |
1.1.3 |
Э5К |
14 |
14 |
8 |
8 |
1.1.4 |
2ЭС5К, 3ЭС5К |
90 |
200 |
68 |
185 |
1.2 |
в т.ч. Пассажирских электровозов |
136 |
136 |
110 |
110 |
1.2.1 |
ЭП1М, ЭП1П |
109 |
109 |
80 |
80 |
1.2.2 |
ЭП2К |
27 |
27 |
30 |
30 |
В настоящее время, после появления позитивной динамики развития в экономике, спрос на подвижной состав стабилизировался.
В I полугодии 2010 г. грузооборот железнодорожного транспорта составил - 977,2 млрд. тонно-километров, что больше на 12,2% к аналогичному периоду прошлого года.
Основной заказчик локомотивов - ОАО «РЖД» в 2010 году увеличило план закупок локомотивов по сравнению с предыдущим 2009 годом.
Рисунок 7 – Закупки новых локомотивов ОАО «РЖД» в 2009 году и план 2010 года
Также, отмечается оживление рынка частных операторов и промышленных предприятий, которые возобновляют свои планы по обновлению собственного подвижного состава.
Выводы:
§ Несмотря на некоторое обновление за последние несколько лет парка локомотивов, уровень износа подвижного состава остается на критическом уровне (60-80%), что является основным фактором роста спроса на локомотивы.
§ В связи с восстановлением экономики страны после мирового финансового кризиса, в 2010 году возобновился рост грузооборота: в 1 пол.2010 года прирост составил 12,2% к аналогичному периоду прошлого года.
§ Развитие проектов по формированию на территории России международных транспортных коридоров, электрификации и расширению сети железных дорог потребует закупок подвижного состава нового поколения.
§ В настоящее время ОАО «РЖД» активно поддерживает отрасль железнодорожного машиностроения и рассчитывает получить в 2010 году от производителей 385 локомотивов, к 2015 году ещё более 2000 единиц локомотивов.
Все эти факторы способствуют росту рынка транспортного машиностроения на среднесрочную перспективу.
Развитию отечественного транспортного машиностроения способствовала консолидация отрасли, без которой быстрое возрождение и модернизация транспортного машиностроения были бы невозможны. В условиях глобального мирового рынка, процесс консолидации активов в транспортном машиностроении продолжается, так как только крупные компании, производящие весь спектр подвижного состава, способны на равных конкурировать с лидерами мирового транспортного машиностроения.
В сегменте отечественного локомотивостроения в основном закончен процесс консолидации и концентрации активов. Особенностью является создание холдинга - ЗАО «Трансмашхолдинг», объединившего крупнейших производителей локомотивов - Новочеркасский электровозостроительный завод, Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод, а также другие предприятия отрасли транспортного машиностроения.
Присутствие крупного локомотивостроительного холдинга в России, наличие локомотивостроительных заводов в странах СНГ, устойчивая динамика роста транспортного машиностроения в развивающихся странах Азии и Восточной Европы, и стремление мировых лидеров (Bombardier, Siemens, Alstom) занять соответствующие ниши на рынке РФ и стран СНГ, создают конкурентное окружение Общества, свидетельствующее об определенных рисках, связанных с развитием конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Основным конкурентом Общества на территории России является ЗАО «Трансмашхолдинг» (далее - ТМХ) - крупный холдинг, созданный в 2002 году, объединяющий ведущие предприятия отрасли транспортного машиностроения.
В состав ЗАО «Трансмашхолдинг» входят следующие предприятия:
· Новочеркасский электровозостроительный завод
Производит магистральные и промышленные электровозы, тяговые промышленные агрегаты, электрооборудование и запасные части к электровозам и электропоездам; проводит капитально-восстановительный ремонт электроподвижного состава с продлением срока службы.
· Брянский машиностроительный завод
Производит маневровые тепловозы, грузовые вагоны различных типов и модификаций, судовые и тепловозные дизели и др. металлургическое производство.
· Коломенский завод
Разрабатывает и производит пассажирские и грузовые тепловозы, пассажирские электровозы, дизельные агрегаты. Выполняет сервисное обслуживание локомотивов.
· Пензадизельмаш
Предприятие выпускает дизели и дизель-генераторы широкого назначения для магистральных, маневровых и промышленных тепловозов, электростанций, морских и речных судов, тяговых агрегатов горнодобывающей промышленности и др.
· Бежицкий сталелитейный завод
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.