Основные направления маркетинговой и сбытовой деятельности ООО «Уральские локомотивы», страница 3

Рисунок 6 – Изменение выпуска локомотивов в РФ (в секциях) в 2009г. по сравнению с 2008г.

В 2009 году загрузка предприятий транспортного машиностроения обеспечивалась в основном за счет заказов от ОАО «РЖД» на электровозы и тепловозы. Российскими предприятиями в 2009 произведено 267 ед. магистральных локомотивов, что составило 86% к 2008 году в натуральном выражении. Стоит отметить, что производство электровозов в пересчете на секции в 2009 году осталось на уровне 2008 года (2009 г. – 395 секций, 2008 г. – 392 секции).

Таблица 1 – Производство магистральных электровозов в РФ в 2008-2009 гг.

№ п/п

Наименование локомотива

2008 год

2009 год

в единицах

в секциях

в единицах

в секциях

1.

ВСЕГО электровозов:

261

392

232

395

1.1

в т.ч. Грузовых электровозов

125

256

122

285

1.1.1

2ЭС6

7

14

25

50

1.1.2

2ЭС4К

14

28

21

42

1.1.3

Э5К

14

14

8

8

1.1.4

2ЭС5К, 3ЭС5К

90

200

68

185

1.2

в т.ч. Пассажирских электровозов

136

136

110

110

1.2.1

ЭП1М, ЭП1П

109

109

80

80

1.2.2

ЭП2К

27

27

30

30

В настоящее время, после появления позитивной динамики развития в экономике, спрос на подвижной состав стабилизировался.

В I полугодии 2010 г. грузооборот железнодорожного транспорта составил - 977,2 млрд. тонно-километров, что больше на 12,2% к аналогичному периоду прошлого года.

Основной заказчик локомотивов - ОАО «РЖД» в 2010 году увеличило план закупок локомотивов по сравнению с предыдущим 2009 годом.

 


Рисунок 7 – Закупки новых локомотивов ОАО «РЖД» в 2009 году и план 2010 года

Также, отмечается оживление рынка частных операторов и промышленных предприятий, которые возобновляют свои планы по обновлению собственного подвижного состава.

Выводы:

§  Несмотря на некоторое обновление за последние несколько лет парка локомотивов, уровень износа подвижного состава остается на критическом уровне (60-80%), что является основным фактором роста спроса на локомотивы.

§  В связи с восстановлением экономики страны после мирового финансового кризиса, в 2010 году возобновился рост грузооборота: в 1 пол.2010 года прирост составил 12,2% к аналогичному периоду прошлого года.

§  Развитие проектов по формированию на территории России международных транспортных коридоров, электрификации и расширению сети железных дорог потребует закупок подвижного состава нового поколения.

§  В настоящее время ОАО «РЖД» активно поддерживает отрасль железнодорожного машиностроения и рассчитывает получить в 2010 году от производителей 385 локомотивов, к 2015 году ещё более 2000 единиц локомотивов.

Все эти факторы способствуют росту рынка транспортного машиностроения на среднесрочную перспективу.


3. Анализ конкуренции и оценка рыночной позиции Общества

Развитию отечественного транспортного машиностроения способствовала консолидация отрасли, без которой быстрое возрождение и модернизация транспортного машиностроения были бы невозможны. В условиях глобального мирового рынка, процесс консолидации активов в транспортном машиностроении продолжается, так как только крупные компании, производящие весь спектр подвижного состава, способны на равных конкурировать с лидерами мирового транспортного машиностроения.

В сегменте отечественного локомотивостроения в основном закончен процесс консолидации и концентрации активов. Особенностью является создание холдинга - ЗАО «Трансмашхолдинг», объединившего крупнейших производителей локомотивов - Новочеркасский электровозостроительный завод, Брянский машиностроительный завод,  Коломенский завод, а также другие предприятия отрасли транспортного машиностроения.

Присутствие крупного локомотивостроительного холдинга в России, наличие локомотивостроительных заводов в странах СНГ, устойчивая динамика роста транспортного машиностроения в развивающихся странах Азии и Восточной Европы, и стремление мировых лидеров (Bombardier, Siemens, Alstom) занять соответствующие ниши на рынке РФ и стран СНГ, создают конкурентное окружение Общества, свидетельствующее об определенных рисках, связанных с развитием конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

3.1. Российские производители локомотивов

Основным конкурентом Общества на территории России является ЗАО «Трансмашхолдинг» (далее - ТМХ) - крупный холдинг, созданный в 2002 году, объединяющий ведущие предприятия отрасли транспортного машиностроения.

В состав ЗАО «Трансмашхолдинг» входят следующие предприятия:

·  Новочеркасский электровозостроительный завод

Производит магистральные и промышленные электровозы, тяговые промышленные агрегаты, электрооборудование и запасные части к электровозам и электропоездам; проводит капитально-восстановительный ремонт электроподвижного состава с продлением срока службы.

·  Брянский машиностроительный завод

Производит маневровые тепловозы, грузовые вагоны различных типов и модификаций, судовые и тепловозные дизели и др. металлургическое производство.

·  Коломенский завод

Разрабатывает и производит пассажирские и грузовые тепловозы, пассажирские электровозы, дизельные агрегаты. Выполняет сервисное обслуживание локомотивов.

·  Пензадизельмаш

Предприятие выпускает дизели и дизель-генераторы широкого назначения для магистральных, маневровых и промышленных тепловозов, электростанций, морских и речных судов, тяговых агрегатов горнодобывающей промышленности и др.

·  Бежицкий сталелитейный завод