Основные направления маркетинговой и сбытовой деятельности ООО «Уральские локомотивы», страница 15

§ Construcciones y Auxiliar de Fferrocarries S.A.(CAF) (Испания) – крупнейший испанский производитель подвижного состава, специализирующийся на высокоскоростных, пригородных поездах, метро, трамваях. С 2008 года CAF разработал электровоз BITRAC для испанской грузовой компании.

§ Patentes Talgo S.L. (Испания) – наряду с CAF входит в число лидирующих производителей подвижного состава в Испании. Основные производственные мощности рассчитаны на производство 48 локомотивов. Разработан проект двухсистемного электровоза L-9202, имеющего варианты для разной ширины колеи (1668 и 1435 мм), скоростью до 260 км/ч.

§ United Group Rail (Австралия) – является лидером в производстве подвижного состава в Австралии, играет относительно небольшую роль в производстве тепловозов на мировом рынке. Поставляет тепловозы на рынки Австралии и Азии. Сотрудничает с Alstom, Siemens, GE.

§ Downer Edi Rail (Австралия) – является вторым по величине производителем тепловозов в Австралии после United Group Rail.

Учитывая, что крупнейший в мире западноевропейский рынок близок к насыщению, огромный потенциал рынков Восточной Европы, Азии и стран СНГ представляет наибольший интерес для западных компаний, в том числе объёмный российский рынок железнодорожной техники, к которому проявляют заметный интерес крупные международные концерны (Alstom, Siemens, Bombardier).

Российские производители тягового подвижного состава заметно отстают от мировых производителей. Для локомотивов зарубежных производителей характерны модульность конструкции и максимальная унификация оборудования, что позволяет выпускать различные типы локомотивов по индивидуальным требованиям заказчика. В отечественном локомотивостроении данный принцип построения базовых платформ только начинает формироваться, и во многом благодаря сотрудничеству с мировыми производителями.

Сегодня российские производители локомотивов имеют на внутреннем рынке определенные преимущества перед западными конкурентами за счет низких цен и адаптации техники к российским условиям. Но со временем указанных преимуществ может оказаться недостаточно для сохранения стабильных рыночных позиций.

Таким образом, вероятность обострения конкуренции с мировыми лидерами транспортного машиностроения, в том числе в совместном сотрудничестве с производителями локомотивов в РФ и СНГ, достаточно высока и весома для Общества, несмотря на действующее сотрудничество Общества с мировым производителем Siemens по производству современных типов ТПС.

Также, конкуренцию для Общества составляют китайские производители локомотивов, активно развивающие деятельность по выходу на рынки СНГ и сотрудничеству с «большой тройкой».


3.4. Рыночная позиция Общества

Ежегодный рост производства электровозов 2ЭС6 и перспективные планы по выпуску электровозов 2ЭС10, способствуют увеличению доли присутствия Общества на российском рынке локомотивостроения.

Доля выпуска электровозов 2ЭС6 в общей структуре закупок всех видов электровозов для основного заказчика - ОАО «РЖД» выросла с 4% в 2008 году до 22% в 2010 году.

 Рисунок 11 – Изменение доли выпуска электровозов 2ЭС6 в общей структуре закупок всех типов электровозов ОАО «РЖД» в 2008 г. и 2010 г., в секциях

В сегменте грузовых электровозов постоянного тока доля ООО «Уральские локомотивы» в 2010 году составит – 71% рынка РФ.

Таблица 10 - Распределение доли присутствия российских производителей в сегменте грузовых электровозов постоянного тока

№ п/п

Наименование производителя

2008

2009

2010

Объемы производства, в ед.

1.

Уральские локомотивы (ранее УЗЖМ)

7

25

50

2.

Трансмашхолдинг (НЭВЗ)

14

21

20

Доля на рынке, в ед.

1.

Уральские локомотивы (ранее УЗЖМ)

33 %

54 %

71 %

2.

Трансмашхолдинг (НЭВЗ)

67 %

46 %

29 %

 

Рисунок 12 – Распределение долей присутствия российских производителей в сегменте грузовых электровозов постоянного тока, планируемое по итогам 2010 года.

Доля Общества на российском рынке в сегменте грузовых электровозов постоянного тока составит в 2010 году – 71% (по годовому объему выпуска), 60% (по общему количеству выпущенных электровозов в период 2007-2010 гг ).

4. Оценка спроса. Выбор целевых сегментов

Ключевыми факторами, определяющими спрос в локомотивостроительной отрасли, являются:

- рост объёмов транспортных перевозок, в первую очередь грузовых;

- формирование международных транспортных коридоров и расширение сети железных дорог;

- электрификация железнодорожных магистралей;

- необходимость замены изношенного парка тягового подвижного состава (высокая себестоимость перевозок при эксплуатации старых локомотивов, списание и др.);

- появление новых игроков на рынках железнодорожных перевозок;

- повышение эксплуатационных требований (увеличение расстояния перевозок, скорости и грузоподъемности, наличие мультисистемных локомотивов);

- либерализация рынка железнодорожных перевозок.

4.1. Внутренний рынок (РФ)

Россия владеет 8% общей протяженности сети железных дорог мира. Годовой оборот российских железных дорог составляет около 30 млрд. долл. в год. По протяженности они занимают второе место в мире (после США), а по протяженности электрифицированных участков – первое. Железные дороги России занимают четвертое место в мире по пассажирообороту (после Китая, Индии и Японии) и третье место по грузообороту (после США и Китая).

На внутреннем рынке Российской Федерации основными потребителями продукции локомотивостроения являются – ОАО «РЖД», частные компании операторы и единично крупные промышленные холдинги, имеющие собственный подвижной состав.

При возобновлении в 2010 году роста грузооборота железнодорожного транспорта РФ, состояние парка тягового подвижного состава, как в ОАО «РЖД» так и частных компаний остается в неудовлетворительном состоянии и требует замены.