Основные направления маркетинговой и сбытовой деятельности ООО «Уральские локомотивы», страница 19

Несмотря на значительную потребность в обновлении тягового подвижного состава, заявленный объем закупок новых локомотивов для Украины на среднесрочную перспективу оценивается порядка 20-30 локомотивов в год.

Предпочтение отдается приобретению грузовых электровозов. Также заявлена потребность в современных двухсистемных грузо-пассажирских электровозах.

Казахстан

На долю железных дорог Казахстана приходится более 68% всего грузооборота и свыше 57% пассажирооборота страны. Протяженность железных дорог Казахстана около 14 тыс. км, доля электрифицированных участков составляет около 30% (переменным током). Производится дополнительная электрификации железных дорог, что увеличивает потребность в электровозах.

Инвентарный парк Национальной железнодорожной компании «Казахстан темир жолы» (КТЖ) составляет около 2100 единиц локомотивов, в т.ч. электровозов более 600 ед., магистральных тепловозов - 900 ед., маневровых тепловозов – 600 ед. При этом большая часть парка выпуска 1980-х годов и имеет значительную степень износа около 70%. В период до 2020 года подлежат списанию по срокам службы 68% магистральных локомотивов. В 2011–2015 годах дефицит компании в локомотивах составит 1,248 тыс. единиц. По словам главы КТЖ Аскара Мамина, до 2020 года планируется провести модернизацию 171 электровоза и приобрести 1512 новых локомотивов.

Восполнять парк тягового подвижного состава КТЖ намерена за счёт следующих проектов по производству локомотивов:

Ø  В рамках сотрудничества сGE Transportation (CША), в Казахстане построен локомотивосборочный завод АО «Локомотив курастыру зауыты» проектной мощностью 150 тепловозов в год. В конце 2009 года с конвейера сошел первый отечественный тепловоз серии Evolution версии ES44ACi (в Казахстане присвоена серия ТЭ33А). В 2010 году завод планирует выпустить 32 тепловоза. До 2014 года локомотивосборочный завод по плану должен выпустить более 400 тепловозов, в том числе 188 локомотивов планируется отправить на экспорт (в Монголию). Кроме того, с 2013 года здесь планируется начать сборку маневровых дизель-электрических локомотивов также по технологии GE.

Ø  Национальная железнодорожная компания «Казахстанские железные дороги» планирует создать совместное с российско-французским консорциумом «Трансмашхолдинг» - Аlstom предприятие по производству грузовых электровозов переменного тока. В соответствии с меморандумом о взаимном сотрудничестве выпуск этих локомотивов будет организован c 2012 г. Предприятие планирует выпускать 50 единиц в год. Символическая церемония начала строительства нового предприятия состоялось в г.Астана в июне 2010 г.

Ø  Также, рассматривался вопрос о размещении на производственных площадях АО «Байтерек А»(Атбасарский электровозоремонтный завод) производства электровозов.

Из зарубежных производителей на рынок Казахстана вышла китайская CSR Zhuzhou Electric Locomotives Company Ltd, поставляющая пассажирские электровозы KZ4A (2003-2005 гг.). С 2010 года CSR, совместно с Siemens планирует выпуск для Казахстана электровозов с асинхронными тяговыми двигателями. Всего до 2020 года планируется поставка 117 электровозов KZ4Ac (в 2010 г.-22 единицы).

Наиболее емкими сегментами сбыта локомотивов на рынок Казахстана являются магистральные тепловозы и грузовые электровозы переменного тока.

Потребность в обновлении парка тягового подвижного состава Казахстана, при удачном завершении планируемых проектов по созданию собственных производств локомотивов, может быть полностью покрыта заявленными объёмами по выпуску локомотивов на территории Казахстана.

Азербайджан

Эксплуатационная длина Азербайджанских железных дорог (Azer­baycan Demir Yollari, ADY) – 2 125 км, в том числе 1278 км электрифицировано на постоянном токе (60%). Перевозочная работа осуществляется электровозами (82%) и тепловозами (18%). В 2007 году Министерством транспорта Азербайджана принято решение о переводе всей сети ж/д дороги на переменный ток. В рамках "Государственной программы по развитию системы железнодорожного транспорта в Азербайджане в 2010-2014 годах" планируется реконструкция и модернизации железнодорожной инфраструктуры (капитальный ремонт 317 километров основных железных дорог).

В инвентарном парке Азербайджанских железных дорог порядка 120 электровозов постоянного тока (ВЛ8, ВЛ11),  70 магистральных (3ТЭ10М, 2ТЭ10М, 2М62) и 100 маневровых тепловозов. Для реализации программы по обновлению железнодорожного транспорта Правительство Азербайджана планирует привлечение внешних кредитов, которые планируется затратить как на восстановление действующего парка локомотивов, так и покупку новых машин.

Азербайджан собирается восстановить северный участок железной дороги, работающий на постоянном токе, а участок западной дороги, работающий также на постоянном токе, перевести на систему переменного тока. Для этого понадобится приобретение новых локомотивов. ЗАО «Азербайджанские железные дороги» до 2014 года планирует купить 50 электровозов переменного тока в России и на Украине. Кроме того, за этот период будут отремонтированы и модернизированы 28 локомотивов. Финансирование этой масштабной программы ADY пройдёт за счёт кредитов Всемирного банка и чешского Ceska Export Banka A.S., согласившихся выделить $450 млн и 215 млн евро соответственно.

В среднесрочной перспективе обновление парка Азербайджанских железных дорог будет обусловлено потребностью в грузовых электровозах переменного тока, в связи с объявленным проектом по переводу части железных дорог на переменный ток.

Грузия

Эксплуатационная длина железнодорожной линии Грузинской железной дороги – 1323,9 км. Железные дороги в Грузии практически полностью электрифицированы (постоянный ток). В инвентарном парке около 90 электровозов постоянного тока (ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11, 4Е10, ЧС11), 6 магистральных тепловозов 2ТЭ10М, около 50 маневровых тепловозов. В 2009 году проходила информация, что РЖД заинтересовано в приобретении Грузинских железных дорог.