Основные направления маркетинговой и сбытовой деятельности ООО «Уральские локомотивы», страница 22

§ Значение среднего возраста локомотивов на уровне более 30 лет и возросшие требования к качеству и энергоэффективности приведут к постоянному устойчивому спросу на новые локомотивы в ближайшие годы. В основном на электровозы.

§ Польский рынок новых электровозов составляет около 10-15 единиц в год, Чешский – 5 электровозов в год. Закупка новых локомотивов в Румынии не планируется, т.к. независимые операторы увеличивают парк за счет лизинга за рубежом.

§ Объем рынка послепродажного обслуживания превышает объем рынка новых локомотивов в связи с заявленными проектами по модернизации существующего парка.

§ Ожидается рост электрификации линий в Польше, что приведет к росту спроса на электровозы.

§ Замена в перспективе пассажирских поездов на локомотивной тяге на мотор-вагонный подвижной состав.

Рынок Азии

Развитие рынка локомотивов Азии определяется преимущественно спросом со стороны Индии и Китая. Государства этих стран поддерживают железные дороги, рассматривая их как основу национальной транспортной системы, в связи чем отрасль получает крупные инвестиции. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузовых перевозок составляет 45%, пассажирских-25%. Электрификация – 28%, но планируется увеличение электрифицированных линий. Подвижной состав находится исключительно в собственности государственных компаний или операторов, которые сотрудничают с государственными железными дорогами.

Парк электровозов Азии – 12,4 тыс. локомотивов (Китай - около7600 ед., Индия – 3400 ед., Япония – 850 ед., более 500 ед. электровозов эксплуатируются в Северной и Южной Корее, на Тайване и др.). В Северной Корее электровозы эксплуатируются на постоянном токе 3 кВ, которых насчитывается около 300 единиц. Основная часть парка электровозов закуплена в течение двух последних десятилетий. В результате средний возраст парка составляет 16 лет, что делает его самым «молодым» парком подвижного состава в мире. Более 95% поставок новых электровозов на рынках Азии обеспечивают китайские (CNR и CSR) и индийские производители (BHEL и CLW). Благодаря кооперации с «большой тройкой» продукция китайских и индийских производителей базируется на современных технологиях.

Парк магистральных тепловозов в Азии насчитывается порядка 15 тыс.ед., в т.ч. в Китае более 10 тыс. единиц. Постоянно увеличивающиеся объёмы закупок новых тепловозов привели к тому, что их средний возраст составляет 18 лет. Основные производители – китайские CNR и CSR, индийские DLW и BHEL, также в сотрудничестве с GE и EMD.

Тенденции рынка Азии:

§ Вместе с высокими темпами роста экономик азиатских стран растет грузо- и пассажирооборот железнодорожного транспорта.

§ В регионе осуществляются значительные инвестиции в расширение железнодорожной сети за счет государственных средств.

§ Ожидается рост уровня электрификации железных дорог Индии и Китая.

§ Тенденция по росту ежегодных закупок новых локомотивов сохранится, опережая другие регионы мира. Объем рынка новых электровозов в Китае составляет около 400 локомотивов в год, в Индии – 170 ед.

§ План по закупкам подвижного состава направлен на расширение парка, а не на замену старого.

§ Приоритет отдается мощным грузовым электровозам (7600, 9600 кВт) для увеличения пропускной способности линий.

§ Объем рынка послепродажного обслуживания по тепловозам значительно превосходит рынок закупок новых тепловозов и в абсолютном выражении сравним с международными рынками.

Рынок Северной Америки

Доля железнодорожных перевозок в Северной Америке составляет 45%. Железнодорожная сеть Северной Америки характеризуется низкой электрификацией – 1%, представляет собой самый большой рынок тепловозов в мире.

Маленький парк электровозов используется в пассажирских перевозках. Текущих поставок электровозов на рынок Северной Америки нет. Последние поставки электровозов были в 2000 г. от Bombardier.

Парк магистральных тепловозов  составляет больше 25 тыс. единиц, основная доля приходится на США. Средний возраст парка тепловозов – 20 лет. Лидером ранка по поставке тепловозов является GE Transportation (44%), на компанию EMD приходится 35%.

Тенденции рынка Северной Америки:

§ Спрос на локомотивы очень чувствителен к колебаниям грузооборота.

§ Из-за низкой электрификации, предпочтение отдается закупкам тепловозов.

§ Техническими требованиями к тепловозам являются экономичное потребление топлива, снижение выбросов, а также возможность использовать как на электрической, так и на дизельной тяге (гибридные локомотивы).

§ Большой объем послепродажного обслуживания тепловозов.

Рынок Южной и Центральной Америки

Южная и Центральная Америка выделяется самой низкой плотностью железных дорог среди регионов мира. Электрифицировано 2% линий.

Электровозы эксплуатируются в основном в грузовых перевозках, преимущественно в промышленных районах и районах добычи полезных ископаемых. В целом в регионе преобладает использование тепловозов, средний возраст которых составляет 29 лет. Количество магистральных тепловозов – около 3000 ед. Значительным парком тепловозов обладает Бразилия (1800 ед.), за ней следуют Аргентина (600ед.) и Куба (260 ед.).

            Поставки тепловозов в Южную и Центральную Америку осуществляют в основном GE и китайские компании CSR и CNR.

Тенденции рынка Южной и Центральной Америки:

§ Нет планов по приобретению электровозов из-за низкой электрификации

§ Высокий износ парка тепловозов ведет к необходимости замены

§ Прогнозируемый небольшой объём инвестиций на обновление парка.

§ Возрастная структура текущего парка тепловозов потребует роста расходов на послепродажное обслуживание.

Рынок Африки и Ближнего Востока

Уровень электрификации данного региона составляет 14%. В основном используются тепловозы. (В ЮАР электрификация 50%, а доля электровозов – 55%). Состояние инфраструктуры железнодорожных линий Африки и Ближнего Востока требует значительных инвестиций на модернизацию. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузовых перевозок составляет 20%, пассажирских – 15%.