Железнодорожная сеть Литвы состоит из 1749 км линий с шириной колеи 1520 мм (из них электрифицированы 122 км), а также 22 км с европейской колеёй 1435 мм и 179 км узкоколейных линий с шириной 750 мм. Литовские железные дороги (Lietuvos gelezinkeliai) осуществляют перевозки преимущественно тепловозной тягой. Парк состоит из 300 локомотивов, модернизация которых была проведена в 2005–2009 годах. Компания ведёт с Европейским инвестиционным банком переговоры о привлечении кредита на 35 млн евро, который планируется направить на покупку в 2010–2011 годах 10 новых тепловозов Siemens.
Эстонские железные дороги развивают железнодорожные перевозки, связывающие Европу с Дальним Востоком через Трассибирскую магистраль, с использованием нового контейнерного терминала в Мууге. ЭЖД планируют осуществлить крупный проект по освоению этого огромного рынка и направлению существенной части этого грузопотока через Эстонию. ЭЖД работают в тесном сотрудничестве с портом Таллинна, работают совместно с Октябрьской железной дорогой (РЖД) над улучшением обслуживания и привлечением российского нефтяного транзита в порты Эстонии.
Тяговый подвижной состав стран Прибалтики состоит в основном из тепловозов с приемлемыми показателями по износу. Предложение электровозов возможно только при условии проектов по электрификации указанных стран.
Выводы:
Страны СНГ для Общества являются наиболее привлекательными с точки зрения вхождения на рынок. Наиболее емкими сегментами являются Украина и Казахстан. Также интересны рынки Азербайджана, Армении, Грузии, Белоруссии.
В последние годы на рынке СНГ усилилась конкуренция со стороны производителей Китая, которые уже присутствуют на рынках Узбекистана, Казахстана и Белоруссии.
Рынок Западной Европы
Доля перевозок железнодорожным транспортом в Западной Европе составляет 27% (18%-грузовые, 9%-пассажирские). Высокая загруженность автомобильного и авиационного транспорта обеспечивает хорошие условия для роста грузооборота на железнодорожном транспорте, темпы которого увеличились с 2003 года. Электрификация железнодорожной сети Западной Европы составляет – 54%.
Текущий парк электровозов – 11 800 ед., более 55% используются для грузовых перевозок, 30% - для пассажирских, 15% - как универсальные. 30% парка электровозов приходится на Германию, далее следуют Италия и Франция (примерно по 20%). Ежегодные закупки электровозов составляют в среднем 170 единиц. Западноевропейский рынок электровозов поделен между тремя крупными производителями (Bombardier -56%, Siemens – 28%, Alstom – 13%).
Текущий парк магистральных тепловозов – 5 300 ед. Тепловозы используются в основном для пассажирских перевозок на неэлектрифицированных линиях или на трансграничных перевозках. Наибольшим парком магистральных тепловозов обладает Франция, далее Германия и Великобритания. Большая часть тепловозов 60-х – 70-х годов. Основными поставщиками магистральных тепловозов в Западной Европе считаются Electro-Motive Diesel и Alstom.
Тенденции рынка Западной Европы:
§ Рост спроса на локомотивы планируется ниже уровня последних нескольких лет, основную часть ожидаемых закупок составляют грузовые электровозы.
§ Сокращение доли тепловозов в перевозках.
§ Появление новых участников транспортного рынка, которые приобретают локомотивы в лизинг. Более 30% всех перевозок приходится на локомотивы, взятые в лизинг
§ Уменьшение доли локомотивов в пассажирских перевозках, из-за замещения электровозов мотор-вагонным подвижным составом с распределенной тягой.
§ В связи с увеличением международных перевозок потребность рынка в мультисистемных и универсальных локомотивах.
§ Рост потребности локомотивов с повышенной энергоэффективностью и снижение стоимости жизненного цикла.
§ Использование в тепловозах тяговых двигателей переменного тока.
§ Уменьшение затрат на модернизацию существующего парка, отдавая предпочтение приобретению новых локомотивов.
Рынок Восточной Европы
В Восточной Европе наблюдается тенденция к сохранению роста объемов перевозок железнодорожным транспортом, хотя объем перевозок ниже, чем в Западной Европе и СНГ.
Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок составляет для грузовых – 30%, для пассажирских -7%. Доля электрифицированных линий составляет 40%. Система электрификации схожа с Россией, в основном постоянный ток 3кВ (Польша, Чехия, Словакия, Словения) или переменный 25кВ.
В Восточной Европе помимо стандартной колеи 1435 мм, есть небольшие линии с русской колеей в Словакии, Польше, Румынии. В 2013-2015 гг. планируется реализация проекта по прокладке железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм от РФ через Словакию до Австрии.
Текущий парк электровозов Восточной Европы составляет около 5380 ед., в том числе в Польше эксплуатируется более 2000 ед. (почти все постоянного тока), в Чешской республике около 900 ед. (50% постоянного тока), в Румынии более 600 ед., в Венгрии порядка 500 ед., на остальные страны (Словакия, Болгария, Сербия и Черногория, Словения, Хорватия, Турция и др.) приходится порядка 25%. Средний возраст электровозов – 31 год. Основными поставщиками электровозов в Восточную Европу являются Siemens (58%), Bombardier (31%), Skoda (11%).
Текущий парк магистральных тепловозов Восточной Европы составляет около 4000 ед., в том числе в Польше больше 1000 ед., в Чехии около 680, в Румынии, Турции по 450 единиц. Большая часть тепловозов используется в грузовых перевозках. Поставки тепловозов в Восточную Европу осуществляются Tulomsas (Турция), CZ Loko, Siemens, CNR, также поставки тепловозов осуществлялись Трансмашхолдинг, но только в части маневровых тепловозов.
Тенденции рынка Восточной Европы:
§ В сравнении с другими европейскими странами открытость рынка железнодорожных перевозок достаточно высока, что приводит к росту количества частных операторов.
§ Появление независимых операторов способствует закупкам нового подвижного состава и развитию лизинга.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.