Основные направления маркетинговой и сбытовой деятельности ООО «Уральские локомотивы», страница 16

Также, на территории РФ реализуются масштабные проекты по созданию международных транспортных коридоров, и расширению внутренней сети железных дорог.

Все вышеперечисленные факторы способствуют росту рынка локомотивостроения.

4.1.1. ОАО «Российские железные дороги»

Спецификой отрасли железнодорожного машиностроения РФ является присутствие на рынке доминирующего потребителя – ОАО «РЖД», которое осуществляет более 70% всех закупок новой железнодорожной техники.

ОАО "РЖД" – крупнейшая транспортная компания, предоставляющая услуги в области грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Доля ОАО «РЖД» в грузообороте транспортной системы России (с учётом трубопроводного) составляет - 43%. Эксплуатационная длина Российских железных дорог составляет 85,2 тыс.км.  ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий – 42,9 тыс. км. (60% из которых электрифицированы постоянным током).

В инвентарном парке ОАО «РЖД» находится более 19 тыс.локомотивов, в том числе 58% занимают грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы), 15% - пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) и 27% - маневровые тепловозы.

Доля электровозов в структуре локомотивного парка ОАО «РЖД» занимает – 51%.

Рисунок 13 – Структура инвентарного парка ОАО «РЖД» по типам локомотивов на 01.01.2010 г.

Средний возраст локомотивов в инвентарном парке ОАО «РЖД» составляет:

- грузовые электровозы переменного тока - 26,77 года;

- грузовые электровозы постоянного тока - 30,96 года;

- пассажирские электровозы переменного тока - 19,12 года;

- пассажирские электровозы постоянного тока - 34,68 года;

- грузовые тепловозы - 23,9 года;

- пассажирские тепловозы - 11,03 года;

- маневровые тепловозы - 26,68 - года.

            При среднем сроке службы по техническим условиям для электровозов 33 года, тепловозов 26 лет.

В общем инвентарном парке ОАО «РЖД» - большая часть тягового подвижного состава выпуска 60-х-70-х годов, не отвечающих современным требованиям или с критическим сроком службы.

Рисунок 14 – Структура локомотивного парка ОАО «РЖД» по возрастному составу на 01.01.2010 г.

Таким образом, из общего парка ОАО «РЖД» с уже истекшим сроком службы больше всего пассажирских электровозов и маневровых тепловозов. При этом обновление происходит больше всего по пассажирским электровозам переменного тока (41,6%).

Практически все серии пассажирских электровозов постоянного тока  вышли за пределы срока службы, последняя массовая серия ЧС7 (226 ед.) выйдет за переделы срока службы в течение 2013-2019 гг.

Локомотивы выпуска 60-70х годов занимают наибольшую долю в общем парке ОАО «РЖД», что в дальнейшем приведет к массовому выходу локомотивов из срока службы. Так наиболее массовая серия грузовых электровозов постоянного тока ВЛ10 (1084 единицы) полностью выйдет за срок службы в течение 2009-2016 годов, а с 2016 года начинается массовый выход из срока службы электровозов ВЛ10У.

Недостаток грузовых электровозов переменного тока будет испытываться с 2013 года, так как начнут выходить за срок службы электровозы самой массовой серии ВЛ80С (2080 единиц). В течение 2013-2021 гг. выйдут за переделы срока службы 1768 единиц электровозов ВЛ80С (максимум в 2019 году – 282 единицы).

Основные серии грузовых тепловозов выйдут за пределы срока службы до 2015 года, в том числе самая массовая серия тепловоза 2ТЭ10М (973 единицы).

Основные серии пассажирских тепловозов выйдут за пределы срока службы до 2015 года, в том числе самая массовая серия ТЭП70 (368 единиц).

Основное количество маневровых тепловозов выйдет за пределы срока службы до 2019 года.

По прогнозу старения локомотивного парка ОАО «РЖД», к 2015 году с истекшим сроком службы окажется порядка 8700 единиц локомотивов (без учета закупок нового ТПС), а с учетом закупок нового ТПС и модернизации – 5300 единиц, в том числе по типам локомотивов приведено на рисунке 15.

Рисунок 15 – Количество локомотивов ОАО «РЖД» с истекшим сроком службы к 2015 году

Таким образом, наиболее емкими сегментами рынка по сбыту локомотивов для ОАО «РЖД» являются: грузовые и маневровые тепловозы, грузовые электровозы переменного и постоянного тока. 

Также, существует потребность в грузовых электровозах с увеличенной секционной мощностью, для вождения тяжеловесных и длинносоставных транзитных поездов массой от 9 тыс. тонн до 12 тыс. тонн без расформирования составов.

В связи с большой потребностью в обновлении парка ТПС, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на приобретение локомотивов ежегодно увеличивается (за исключением 2009 г., как следствие мирового финансового кризиса).

На рисунке 16 и в таблице 11 представлены показатели фактических инвестиций ОАО «РЖД» на приобретение нового ТПС в 2006-2010 гг., плановый утвержденный лимит на 2011-2012 гг., прогнозные параметры на 2013-2015 гг. по инвестиционному бюджету ОАО «РЖД» и потребности в поставке новых локомотивов. Приведенные данные являются оценочными и могут быть пересмотрены ОАО «РЖД».

Рисунок 16 – Инвестиции ОАО «РЖД» на приобретение нового ТПС с прогнозом до 2015 г.

Таблица 11 – Фактические закупки ОАО «РЖД» нового ТПС в 2006-2010 гг. и прогнозные объемы приобретения новых локомотивов до 2015 г.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Фактические поставки, ед.

275

313

455

355

385

-

-

-

-

-

Утвержденный лимит, ед.

-

-

-

-

-

367

380

-

-

-

Прогноз инвестиционного бюджета, ед.

-

-

-

-

-

402

421

410

400

404

Прогноз потребности, ед.

-

-

-

-

-

412

431

505

621

734