Также, на территории РФ реализуются масштабные проекты по созданию международных транспортных коридоров, и расширению внутренней сети железных дорог.
Все вышеперечисленные факторы способствуют росту рынка локомотивостроения.
Спецификой отрасли железнодорожного машиностроения РФ является присутствие на рынке доминирующего потребителя – ОАО «РЖД», которое осуществляет более 70% всех закупок новой железнодорожной техники.
ОАО "РЖД" – крупнейшая транспортная компания, предоставляющая услуги в области грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Доля ОАО «РЖД» в грузообороте транспортной системы России (с учётом трубопроводного) составляет - 43%. Эксплуатационная длина Российских железных дорог составляет 85,2 тыс.км. ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий – 42,9 тыс. км. (60% из которых электрифицированы постоянным током).
В инвентарном парке ОАО «РЖД» находится более 19 тыс.локомотивов, в том числе 58% занимают грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы), 15% - пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) и 27% - маневровые тепловозы.
Доля электровозов в структуре локомотивного парка ОАО «РЖД» занимает – 51%.
Рисунок 13 – Структура инвентарного парка ОАО «РЖД» по типам локомотивов на 01.01.2010 г.
Средний возраст локомотивов в инвентарном парке ОАО «РЖД» составляет:
- грузовые электровозы переменного тока - 26,77 года;
- грузовые электровозы постоянного тока - 30,96 года;
- пассажирские электровозы переменного тока - 19,12 года;
- пассажирские электровозы постоянного тока - 34,68 года;
- грузовые тепловозы - 23,9 года;
- пассажирские тепловозы - 11,03 года;
- маневровые тепловозы - 26,68 - года.
При среднем сроке службы по техническим условиям для электровозов 33 года, тепловозов 26 лет.
В общем инвентарном парке ОАО «РЖД» - большая часть тягового подвижного состава выпуска 60-х-70-х годов, не отвечающих современным требованиям или с критическим сроком службы.
Рисунок 14 – Структура локомотивного парка ОАО «РЖД» по возрастному составу на 01.01.2010 г.
Таким образом, из общего парка ОАО «РЖД» с уже истекшим сроком службы больше всего пассажирских электровозов и маневровых тепловозов. При этом обновление происходит больше всего по пассажирским электровозам переменного тока (41,6%).
Практически все серии пассажирских электровозов постоянного тока вышли за пределы срока службы, последняя массовая серия ЧС7 (226 ед.) выйдет за переделы срока службы в течение 2013-2019 гг.
Локомотивы выпуска 60-70х годов занимают наибольшую долю в общем парке ОАО «РЖД», что в дальнейшем приведет к массовому выходу локомотивов из срока службы. Так наиболее массовая серия грузовых электровозов постоянного тока ВЛ10 (1084 единицы) полностью выйдет за срок службы в течение 2009-2016 годов, а с 2016 года начинается массовый выход из срока службы электровозов ВЛ10У.
Недостаток грузовых электровозов переменного тока будет испытываться с 2013 года, так как начнут выходить за срок службы электровозы самой массовой серии ВЛ80С (2080 единиц). В течение 2013-2021 гг. выйдут за переделы срока службы 1768 единиц электровозов ВЛ80С (максимум в 2019 году – 282 единицы).
Основные серии грузовых тепловозов выйдут за пределы срока службы до 2015 года, в том числе самая массовая серия тепловоза 2ТЭ10М (973 единицы).
Основные серии пассажирских тепловозов выйдут за пределы срока службы до 2015 года, в том числе самая массовая серия ТЭП70 (368 единиц).
Основное количество маневровых тепловозов выйдет за пределы срока службы до 2019 года.
По прогнозу старения локомотивного парка ОАО «РЖД», к 2015 году с истекшим сроком службы окажется порядка 8700 единиц локомотивов (без учета закупок нового ТПС), а с учетом закупок нового ТПС и модернизации – 5300 единиц, в том числе по типам локомотивов приведено на рисунке 15.
Рисунок 15 – Количество локомотивов ОАО «РЖД» с истекшим сроком службы к 2015 году
Таким образом, наиболее емкими сегментами рынка по сбыту локомотивов для ОАО «РЖД» являются: грузовые и маневровые тепловозы, грузовые электровозы переменного и постоянного тока.
Также, существует потребность в грузовых электровозах с увеличенной секционной мощностью, для вождения тяжеловесных и длинносоставных транзитных поездов массой от 9 тыс. тонн до 12 тыс. тонн без расформирования составов.
В связи с большой потребностью в обновлении парка ТПС, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на приобретение локомотивов ежегодно увеличивается (за исключением 2009 г., как следствие мирового финансового кризиса).
На рисунке 16 и в таблице 11 представлены показатели фактических инвестиций ОАО «РЖД» на приобретение нового ТПС в 2006-2010 гг., плановый утвержденный лимит на 2011-2012 гг., прогнозные параметры на 2013-2015 гг. по инвестиционному бюджету ОАО «РЖД» и потребности в поставке новых локомотивов. Приведенные данные являются оценочными и могут быть пересмотрены ОАО «РЖД».
Рисунок 16 – Инвестиции ОАО «РЖД» на приобретение нового ТПС с прогнозом до 2015 г.
Таблица 11 – Фактические закупки ОАО «РЖД» нового ТПС в 2006-2010 гг. и прогнозные объемы приобретения новых локомотивов до 2015 г.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Фактические поставки, ед. |
275 |
313 |
455 |
355 |
385 |
- |
- |
- |
- |
- |
Утвержденный лимит, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
367 |
380 |
- |
- |
- |
Прогноз инвестиционного бюджета, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
402 |
421 |
410 |
400 |
404 |
Прогноз потребности, ед. |
- |
- |
- |
- |
- |
412 |
431 |
505 |
621 |
734 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.