Основные направления маркетинговой и сбытовой деятельности ООО «Уральские локомотивы», страница 17

Из диаграммы и таблицы видно, что существует дефицит бюджетных средств ОАО «РЖД» на обновление ТПС. Стоит отметить, что ОАО «РЖД» принимает меры по сокращению дефицита инвестиционных средств, в том числе за счет приватизации дочерних компаний, продажи активов и получения господдержки.

ОАО «РЖД» ориентировано на ускоренную модернизацию существующей материально-технической базы: полную замену подвижного состава и технических средств с истекшими сроками службы на новую технику с высокой производительностью и низкой ремонтоемкостью.

В настоящее время, во взаимоотношениях с производителями тягового подвижного состава ОАО «РЖД» переходит на долгосрочные контракты, что позволяет Обществу четко планировать хозяйственную деятельность. В недавнем времени в ОАО «РЖД» отсутствовала практика заключения долгосрочных контрактов на поставку ТПС, что являлось сдерживающим фактором для развития отечественного локомотивостроения.

Таким образом, по существующим инвестиционным планам и прогнозам до 2015 года ОАО «РЖД» планирует ежегодное приобретение около 400 единиц нового тягового подвижного состава, при этом наиболее емкими сегментами рынка по сбыту локомотивов для ОАО «РЖД» являются: грузовые и маневровые тепловозы, грузовые электровозы переменного и постоянного тока. 

4.1.2. Частные компании

В процессе реформирования железнодорожного транспорта на рынке появились независимые компании-операторы с собственным парком подвижного состава. В общей структуре грузооборота железнодорожного транспорта России, доля независимых частных операторов составляет  от 20% до 30%.

В настоящее время локомотивами владеют только наиболее крупные компании-операторы. Большая часть локомотивного парка магистральных тепловозов частных компаний была приобретена в 2004–2006 гг. и состоит из локомотивов довольно преклонного возраста, многие из которых работают только благодаря капитально-восстановительному ремонту. Используются частные локомотивы, как правило, на небольших полигонах, максимальное плечо их обслуживания не превышает 1200 км.

У независимых операторов в настоящий момент насчитывается более 170 магистральных локомотивов, имеющих право выхода на пути РЖД. Самыми крупными частными собственниками магистральных локомотивов являются: ООО «БалтТрансСервис» (49 ед. магистральных тепловозов) и ООО «Трансойл» (37 ед. магистральных тепловозов). Доля остальных компаний незначительна: не более 2-5 единиц магистральных локомотивов (ООО «Фирма «Трансгарант», ОАО «Дальневосточная транспортная группа», ОАО «Новая перевозочная компания» и др.).

В 2008-2009 гг. частные компании прекратили закупку локомотивов в связи с неясным правовым статусом частного тягового состава. В 2010 году должен завершиться третий этап реформирования железнодорожного транспорта, который предусматривает создание развитого конкурентного рынка перевозок, в том числе развитие частной собственности на магистральные локомотивы (предполагалось, что на данном этапе реформирования часть локомотивного парка будет находиться в частной собственности). Однако в настоящий момент сохраняется неопределенность по статусу частных локомотивов.

В марте 2010 года Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям провела парламентские слушания, на которых обсуждалось положение в железнодорожной отрасли и итоги проведения третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта в 2009 году. По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) развитие частной магистральной локомотивной тяги нецелесообразно. Во-первых, польза от этого шага не подтверждена никакими экономическими расчетами, а во-вторых, именно магистральные локомотивы обеспечивают устойчивое функционирование инфраструктуры, ее пропускные способности. Следовательно, видна прямая угроза стабильности функционирования всей отрасли. Возможности развития этого направления генеральный директор ИПЕМ видит в организации института аренды перевозчиками частных локомотивов.

Предполагается, что неясность по правовому статусу частной локомотивной тяги будет продолжаться и в 2011 году. Сейчас отрасль находится в переходном состоянии, которое продлится еще 2-3 года.

Также, к потенциальным заказчикам магистральных локомотивов можно отнести крупные промышленные холдинги (металлургия, ГОК и другие отрасли). Например, ОАО "Апатит" имеет в собственности 20 электровозов постоянного тока (ВЛ10, ВЛ11, ВЛ15).

Чаще создаются транспортные компании при промышленных предприятиях, например такие как «Газпромтранс», «ММК-Транс» и другие.

Так ООО «Газпромтранс» планирует купить 20 магистральных тепловозов ТЭ33А серии Evolution у ТОО «Lokomotiv-Leasing» («внучка» компании «Казахстан темир жолы»), в связи с чем подписан меморандум.

Стоит отметить, что важную роль на рынке частных локомотивов будет играть организация послепродажного обслуживания локомотивов, т.к. частные компании не обладают собственными возможностями по сервисному обслуживанию ТПС. В настоящее время рынок РФ в сфере обслуживания локомотивов ещё не сформировался. Все работы по техническому обслуживанию и текущим ремонтам выполняют локомотивные депо, которые входят в состав РЖД. Лишь некоторые крупнейшие независимые железнодорожные операторы стали владельцами вагоноремонтных депо, приобретение которых состоялось в рамках решения ОАО «РЖД» о выводе объектов, занятых в процессе ремонта подвижного состава, согласно положению о реформировании вагоноремонтного сектора. Уже более 15 вагоноремонтных депо ОАО "РЖД" перешли в разряд частных предприятий. Для локомотиворемонтного сектора подобные изменения не предусмотрены, создано дочернее предприятие ОАО «РЖД» - Дирекция по ремонту тягового подвижного состава.

Сдерживающим фактором повышения спроса на локомотивы со стороны частных компаний-операторов является неопределенность правового статуса частного тягового подвижного состава в условиях реформирования железнодорожного сектора России. В условиях формирования данной отрасли возможно ожидание повышенного спроса на магистральные локомотивы со стороны частных перевозочных компаний – в большей степени на магистральные тепловозы. Ожидание спроса на частные локомотивы подразумевается не раньше 2013 года.