Основные направления маркетинговой и сбытовой деятельности ООО «Уральские локомотивы», страница 20

Особенностью данного сегмента рынка является присутствие в Грузии завода по производству электровозов - ОАО «Электровозостроитель» (бывший Тбилисский электровозостроительный завод), который получает приоритет и поддержку от Грузинских железных дорог, как местный производитель электровозов. Но выпускаемая продукция ОАО «Электровозостроитель» в настоящее время не является конкурентоспособной. Заказы заключаются в основном на капитальный ремонт и модернизацию электровозов.

Потребность Грузии в обновлении устаревшего парка грузовых электровозов постоянного тока существует, но объявленных проектов по приобретению новых электровозов нет.

Армения

Армянская железная дорога находится в концессионном управлении ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» - дочернего общества ОАО «РЖД». Концессионный договор был заключен в 2008 году на 30 лет с правом пролонгации еще на 20 лет по окончании срока действия договора.

Развернутая протяженность железнодорожных путей Армении составляет 1328,6 км из которых 780 км – главные пути. Эксплуатационная длина ЗАО «ЮКЖД» составляет 726 км. Электрификация линии  - 98%. Количество электровозов  - 49, из которых 18(ВЛ8), 31(ВЛ10), количество тепловозов  - 55. Электровозы постоянного тока 50-х -70-х годов.

Обновление парка происходит за счет проведения капитального ремонта электровозов (по контракту с ОАО «Электровозостроитель» (Грузия) отремонтировано более 20 электровозов ВЛ10), аренды электровозов у ОАО «Российские железные дороги».

Узбекистан

На территории республики действует Государственная акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» (Узбекские железные дороги).

В Узбекистане общая протяженность железнодорожных путей составляет 4100 км., общая развернутая длина главных путей «Узбекистон темир йуллари» составляет около 3645 километров, из них 48% электрифицированы переменным током. На железную дорогу приходится порядка 60% грузооборота внутри страны и почти 80% от общего объема экспортных и импортных грузовых перевозок.

Согласно «Комплексной программе развития и модернизации железнодорожной отрасли на 2009-2013 годы", проводится модернизация более 1400 км. железнодорожного пути, в том числе строительство новых линий и электрификация существующих.

Узбекскими железными дорогами эксплуатируются около тысячи локомотивов, в основном это магистральные тепловозы серий 2ТЭ10, 3ТЭ10 – около 480 ед., маневровые тепловозы ЧМЭ3, ТЭМ2 – более 300 ед. и электровозы серии ВЛ60К, 2ВЛ60К, 2ВЛ80С, 3ВЛ80С – 150 ед. В 2007-2008 году в Узбекистан поставлено 3 пассажирских тепловоза ТЭП70БС Коломенского завода.

В рамках обновления парка локомотивов, в 2003-2004 гг. для Узбекских железных дорог китайской CSR Zhuzhou Electric Locomotives Company Ltd. Совместно с Siemens (тяговое оборудование) поставлено 12 электровозов переменного тока, мощностью 6000 кВт, максимальной скоростью – 120 км/ч. С 2010 года «Узбекистон темир йуллари» заключила контракт на поставку ещё 15 электровозов, стоимость $75,53 млн. Финансирование осуществляется за счёт кредита на сумму $70,11 млн и собственных средств «Узбекистон темир йуллари» ($5,42 млн).

Кроме того, до 2014 года планируется реализовать программу по модернизации 90 тепловозов.

Проектом по обновлению локомотивного парка Узбекистана на среднесрочную перспективу является приобретение 15 электровозов переменного тока и модернизация тепловозов.

Беларусь

Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги -  5512 км, в том числе длина электрифицированных участков дороги – 897,2 км, что составляет 16% от общей протяженности дороги, в том числе на переменном токе – 870,6 км, на постоянном – 26,6 км. В планах Белорусской железной дороги увеличение доли перевозок на электровозной тяге, а также дополнительная электрификация железных дорог (200 км).

В инвентарном парке локомотивов преобладают тепловозы. Приписной парк БЖД включает более тысячи различных видов локомотивов: пассажирские тепловозы серии ТЭП60, ТЭП70 и ТЭП70БС, грузовые тепловозы серии 2ТЭ10 и 2М62(У), электровозы серии ВЛ-80С (50 единиц). Уровень износа подвижного состава БЖД приблизился к критическим значениям, что является основным фактором роста внутреннего спроса на локомотивы.

В 2007-2008 гг. Белорусская железная дорога приобрела 7 пассажирских тепловозов ТЭП70БС  Коломенского завода.

В 2011–2012 годах парк дороги пополнится китайскими электровозами. БЖД договорилась с China National Electric Import & Export Corp (корпорация по экспорту и импорту электрооборудования Китая) о покупке 12 грузовых магистральных двухсекционных электровозов БКГ-1, на базе электровоза HXD2, разработанного CNR Datong Electric Locomotive (Китай) совместно с Alstom. Такой грузовой электровоз имеет мощность 9600 кВт, конструкционную скорость 120 км/ч, нагрузку на ось 23 тс. Приобретение железной дорогой грузовых электровозов такой мощности обусловлено ежегодным увеличением транзита через территорию республики поездов из России, средний вес которых составляет 7000–9000 тонн. Финансирование этого проекта будет осуществляться за счёт кредитов экспортно-импортного банка Китая (Exim Bank) и собственных средств БЖД.

Белорусская железная дорога заинтересована в приобретении пассажирских тепловозов, а также, в связи с дополнительной электрификацией и ежегодным увеличением транзита из РФ - в пассажирских и мощных грузовых электровозах переменного тока.

Страны Прибалтики

Развернутая длина путей Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzcels) составляет 3182 км. Тяговый парк Латвийской железной дороги состоит из тепловозов и находится в приемлемом состоянии, средний возраст локомотивов составляет от 18 до 19 лет. Магистральных тепловозов используется порядка 140 единиц, в том числе более 30 единиц тепловозов DE20/ER20 СF, производства Siemens, поставленных в период 2007-2009 гг. В 2006 году для Латвийских железных дорог поставлено 4 пассажирских тепловоза ТЭП70БС Коломенского завода. До 2013 года в развитие подвижного и тягового парка планируется инвестировать $200 млн, в том числе на закупку около 4 тыс. вагонов и нескольких новых локомотивов, а также на модернизацию 40 дизельных локомотивов. Однако окончательно вопрос о покупке и модернизации парка локомотивов будет решаться после утверждения программы электрификации LDz в начале 2011 года.