Основные направления маркетинговой и сбытовой деятельности ООО «Уральские локомотивы», страница 23

Парк электровозов Африки и Ближнего Востока насчитывает 1800 локомотивов, эксплуатирующихся в основном в ЮАР (90%) и в грузовых перевозках (уголь, руда). 85% электровозов поставлены компанией MARS – совместным предприятием японской Mitsui и двух африканских компаний. Оставшиеся 15 % электровозов поставляет китайская CSR (в Иран). В ближайшие годы китайские производители будут увеличивать свою долю на этом рынке.

Магистральных тепловозов насчитывается порядка 3000 ед. (ЮАР, Иран, Египет, Алжир и др.). Средний возраст тепловозов 28 лет. Много проектов по модернизации тепловозов. Основные поставщики тепловозов на данном рынке – EMD, китайские производители CNR и CSR, Alstom (поставка модифицированной версии Prima в Иран около 100 ед.), GE (тепловозы серии Evolution в Египет). Также, подписан контракт на поставку и производство в Иране тепловозов Siemens.

Тенденции рынка Африки и Ближнего Востока:

§ Поставка новых локомотивов находится на высоком уровне относительно имеющегося парка. Ожидается сохранение тенденции по закупкам новых локомотивов.

§ Закупкам новых локомотивов способствует рост добычи угля и руды.

§ Планируются инвестиции в инфраструктуру и на закупку новых локомотивов.

Рынок Австралии и Океании

Железные дороги играют небольшую роль в Австралии и Океании и развиты только в районах добычи полезных ископаемых и в пригородах крупнейших городов. Регион отличается низким уровнем электрификации. В последнее время отмечался рост грузовых перевозок.

Электровозов, использующихся только в грузовых перевозках, около 200 единиц. Магистральных тепловозов меньше 2000 единиц. Основной парк локомотивов находится в Австралии, Новой Зеландии.

Поставки электровозов в 1990-х и начале 2000 осуществлялись в Австралию компаниями Alstom и Bombardier. В последние годы Siemens стал единственным поставщиком электровозов на австралийском рынке.

В регионе имеются собственные производственные возможности по производству тепловозов по лицензии североамериканских производителей (EMD, GE). Также, экспортируются бывшие в эксплуатации тепловозы из Северной Америки и Европы.

Тенденции рынка Австралии и Океании:

§ Несмотря на будущие проекты закупок новых локомотивов, предполагается снижение объемов в последующие годы, в т.ч. из-за проектов по модернизации.

Выводы:

По данным ИПЕМ текущий объём мирового рынка электровозов составляет более 3,5 млрд. евро в год, а тепловозов (с маневровыми) около 3,6 млрд. евро в год. Спрос на электровозы больше, чем на магистральные тепловозы.

В последние годы в развивающихся странах наблюдается стабильный рост емкости рынка новых локомотивов, который превосходит средние темпы роста мирового рынка.

Мировым лидером по приобретению локомотивов является Азия (Китай, Индия), но спрос удовлетворяется национальными производителями, в том числе в кооперации с «большой тройкой».

Лидирующим рынком по поставке тепловозов является Северная Америка, имеющая своих крупных производителей.

В Западной Европе государственные железные дороги в основном закончили обновление парка электровозов, и основную долю будут занимать закупки тепловозов.

В Восточной Европе и странах СНГ, в связи с объявленными проектами обновления парков, ожидается рост рынка новых локомотивов.

По данным последних исследований консалтинговых компаний, мировой рынок локомотивов не стабилизируется до 2012 г., а выход на уровень закупок пикового 2008 г. возможен не ранее 2014 г.

В среднесрочной перспективе, темпы роста мирового рынка новых локомотивов в основном будут определяться увеличением спроса на локомотивы в странах Азии, СНГ и Восточной Европы. Тем не менее, по тепловозам значительная доля рынка по-прежнему будет принадлежать Северной Америке и Западной Европе. Мировой рынок послепродажного обслуживания также продолжает позитивно развиваться.

Указанные рынки являются основным полем для конкуренции между ведущими производителями железнодорожной техники. При определении перспективных направлений развития Общества необходимо ориентировать новые разработки ТПС на потребности данных рынков.


4.4. Выбор целевых сегментов сбыта продукции Общества

Основным Российским рынком сбыта для Общества является ОАО «Российские железные дороги» с высокой потребностью в обновлении парка тягового подвижного состава и инвестиционными планами на его обновление. Также потенциальным рынком сбыта являются частные компании (перевозчики, крупные промышленные холдинги), имеющие собственный подвижной состав.

Потенциальными зарубежными рынками для Общества являются рынки, на которые ранее осуществлялись поставки российской техники, а также новые развивающиеся рынки отдельных стран. По результатам оценки потенциально привлекательных экспортных направлений на среднесрочную перспективу, страны разделены на следующие группы:

·  Наиболее привлекательные страны: Украина, Казахстан. Страны характеризуются сравнительно высоким рыночным потенциалом. Сложность проникновения на рынок (с точки зрения сопротивления локальных игроков и наличия косвенных ограничительных мер со стороны государства) оценивается как низкая или средняя. Стратегия выхода на рынки этих стран помимо прямого экспорта и сотрудничества с локальными дилерами, может предусматривать организацию представительств, а также лоббирование поставок через политические и административные ресурсы.

·  Страны со средним рыночным потенциалом: Азербайджан, Белоруссия, Армения, Грузия. Рынки стран характеризуются средним рыночным потенциалом; сложность проникновения на рынок оценивается как низкая или средняя. Стратегия выхода на рынки этих стран предусматривает прямой экспорт или сотрудничество с локальными дилерами. В перспективе обслуживание данных рынков может осуществляться дистрибьюторами или представительствами смежных более привлекательных стран (Украина, Казахстан). Ключевым фактором может стать предложение льготных условий приобретения (наличие схем рассрочки платежей, лизинг).