Также, конкуренцию для Общества по сбыту электровозов на рынок СНГ, могут составить активно развивающиеся проекты по сотрудничеству стран СНГ с мировыми лидерами локомотивостроения, например производство электровозов в Казахстане.
В настоящее время практически весь мировой рынок железнодорожной техники поделен между несколькими крупными многопрофильными транснациональными корпорациями, в составе которых выделены подразделения, работающие в транспортном машиностроении. На тройку лидеров (Bombardier, Siemens, Alstom) приходится более 50% мирового рынка.
За период 2004-2008 гг. в мире выпущено порядка 5000 ед. электровозов и 8400 ед. тепловозов.
Основными поставщиками электровозов в мире являются – Alstom, Siemens, Bombardier («большая тройка»). Поставки электровозов «большой тройки» охватывают весь мир.
Крупными производителями тепловозов в мире, активно действующих в нескольких регионах, являются две североамериканские тепловозостроительные компании General Electric (GE) и Electro-Motive Diesel (ЕМD), которые производят преимущественно стандартные серии магистральных тепловозов.
В настоящее время происходит значительное увеличение производственных мощностей в Азии. Китайские производители наращивают свои производственные мощности и развивают сотрудничество с мировыми лидерами, поставляя продукцию в основном на свой внутренний рынок, но в последние годы они начали экспортировать локомотивы в Туркменистан, Вьетнам, Узбекистан, Казахстан, Беларусь.
Краткая характеристика мировых производителей локомотивов:
Alstom Transport (Франция)
Alstom вместе с Siemens, Bombardier доминирует на рынке электровозов. В последние годы компания Alstom сконцентрировалась на производстве пассажирского подвижного состава (особенно в высокоскоростном сегменте). В локомотивном сегменте четко выделяется производство электровозов и тепловозов. Производство локомотивов Alstom размещено в Белфорте (Франция) и Дайтонге (Китай).
Таблица 6 – Краткая характеристика магистральных локомотивов Alstom
№ п/п |
Наименование |
Краткая характеристика и описание |
1. |
PRIMA PRIMA II |
Изначально спроектирован как платформа для электровоза, но в 2006 году была разработана дизель-электрическая версия. Продуктовый ряд, основанный на этой платформе, состоит из различных типов и версий. Локомотивы серии Prima предназначены как для грузового движения, так и для вождения пассажирских поездов. Созданное Alstom семейство локомотивов Prima занимает 13% рынка электровозов в Западной Европе. Основные поставки компания осуществляет на внутренний рынок. В состав семейства Prima входят локомотивы двух видов: § электровозы (двух-, трех-, четырех- системные) мощностью от 4,2 до 10 тыс. кВт, приспособленные к питанию от переменного тока 25 кВ, 50 Гц и 15 кВ, 16,7 Гц, а также постоянного тока 1,5 и 3 кВ; § тепловозы с электрической передачей разной мощности. В 2009 году Alstom представил новый электровоз Prima II. Инвертор на IGBT-транзисторах делает локомотив четырёхсистемным: он может работать при напряжении 1500 и 3000 В, 15 или 25 кВ. Мощность составляет 6,4 МВт, а скорость в зависимости от модификации – 140–200 км/ч. Локомотив не приспособлен к замене традиционного для Европы винтового сцепного механизма на используемый в России автоматический, поэтому на российском рынке новая машина не появится. С 2007-2010 гг. Alstom поставил для Марокканских железных дорог 20 электровозов Prima II. В 2007 году Alstom поставил первый из 180 электровоз Prima II, которые заказали железные дороги Китая. Это двухсекционный восьмиосный локомотив, мощностью 2×5000 кВт, предназначенный для вождения поездов массой до 20 тыс.т. В этом же году подписан контракт на поставку 500 шестиосных локомотивов для Китая, поставляемых компанией Datong Electric Locomotives – производителем продукции Alstom в Китае. Тепловозы семейства Prima помимо Франции поставляются в Иран, Сирию, Шри-Ланка, Великобританию, США. |
2. |
NXD2 |
Двухсекционный локомотив, мощностью 9600 кВт, с максимальной скорость 120 км/ч, разработанный в кооперации с Datong Electric Locomotives (CNR) для тяжелых грузовых перевозок на железных дорогах Китая. |
3. |
NXD3 |
Шестиосный магистральный электровоз, разработанный в кооперации с Datong Electric Locomotives (CNR) для Китайской государственной железной дороги. Заказ 500 локомотивов. |
У компании существуют планы по выходу на российский рынок. В марте 2010 года Alstom и ЗАО «Трансмашхолдинг» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по совместной деятельности в области разработки и производства нового тягового подвижного состава (Alstom планирует приобретение блокирующего пакета акций 25% плюс одна акция ЗАО «ТМХ»).
Из неофициальных источников, Alstom Transport в рамках сотрудничества с ТМХ намеревается организовать на территории России сборку электровозов на базе платформы PRIMA.
Одним из ближайших проектов Трансмашхолдинга и Alstom является создание производства электровозов в Казахстане.
В рамках обновления тягового подвижного состава Белорусской железной дороги в 2011-2012 годах планируется поставка 12 единиц грузовых магистральных двухсекционных электровозов БКГ-1, создаваемых на базе электровоза HXD2, разработанного CNR Datong Electric Locomotive (Китай) совместно с Alstom.
Bombardier Transportation (Канада)
Bombardier Transportation является одним из мировых лидеров в области производства подвижного состава во всех сегментах. Компания доминирует на рынке электровозов. В Европе Bombardier – лидер рынка, занимающий 56% сегмента электровозов. Занимая 21% мирового рынка (в 2004-2008гг.), Bombardier удерживает лидерство по количеству поставленных электровозов в течение последних лет.
Таблица 7 – Краткая характеристика магистральных локомотивов Bombardier
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.