Основные направления маркетинговой и сбытовой деятельности ООО «Уральские локомотивы», страница 18

Также, единичными заказчиками магистральных локомотивов могут быть крупные промышленные предприятия или созданные ими дочерние транспортные компании.

Ключевым фактором успеха в сегменте частных локомотивов является предложение сервисного обслуживания выпускаемого тягового подвижного состава в течение всего жизненного цикла.

4.2. Внешний рынок

В мире эксплуатируется около 44 тыс. электровозов и около 70 тыс. магистральных тепловозов.

60% всех железных дорог мира составляет колея шириной 1435 мм. Русская колея 1520 мм используется во всех странах СНГ, Балтии, Монголии, Финляндии. Есть небольшие линии с русской колеей в Словакии, Польше, Румынии, Турции, Афганистане.

Ø  83% мирового парка электровозов эксплуатируется в Западной Европе, СНГ (с Россией) и Азии. Почти 55% мирового парка эксплуатируется Россией, Китаем, Германией, Индией. Большая часть электровозов используется в грузовых перевозках. Доля пассажирских электровозов за последние несколько лет снизилась из-за предпочтения мотор-вагонным поездам с распределенной тягой.

Средний возраст электровозов в мире составляет около 23 лет. Из 44 тыс. электровозов в мире – около 8 тыс.ед. электровозы с 2000 года выпуска, 70% - парк электровозов 60-х-80-х годов.

 


 Рисунок 17 – Мировой парк электровозов в 2008 г., в ед.

Ø  76% общемирового парка магистральных тепловозов приходится на страны Северной Америки, СНГ и Азии. 45% совокупного парка располагается в США, России и Китае. Тепловозы используются как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Однако, большая часть парка тепловозов функционирует либо только в грузовых перевозках, либо используется универсально. В настоящее время средний возраст тепловозов в мире составляет около 24 лет.

 


            Рисунок 18 – Мировой парк магистральных тепловозов в 2009 г., в ед.

Факторы, влияющие на закупки локомотивов, различны  по регионам и зависят во многом от национальных, экономических и правовых условий, финансовых возможностей государственного сектора и частных инвесторов.

4.2.1. Характеристика рынков стран СНГ (без России)

Основной объем внешнеторгового оборота продукции транспортного машиностроения РФ приходится на страны СНГ. Доминирование стран СНГ во внешнеторговом обороте России связано с едиными техническими требованиями к подвижному составу, историческими кооперационными связями и относительно высокими ценами на подвижной состав из стран дальнего зарубежья.

Украина

Эксплуатационная длина железнодорожных путей Украины составляет 22 тыс.км. Доля железнодорожного транспорта Украины в грузовых перевозках составляет 53%, в пассажирских – 52%. На Украине действует Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзализныця» и частные операторы. Также железнодорожный транспорт используется некоторыми промышленными предприятиями.

Электрификация железных дорог Украины составляет более 40%, планируется проект по расширению электрификации железных дорог до 60% и доведению перевозок на электротяге до 95%. Постоянным током в Украине электрифицированы Донецкая, Днепропетровская и большая часть Южной железной дороги, которые охватывают самые промышленно развитые регионы страны.

Украина занимает второе место в СНГ (после России) по численности парка локомотивов. В инвентарном парке Украинских железных дорог находится 1860 электровозов и 2493 магистральных и маневровых тепловозов. Степень износа электровозов – 89%, тепловозов – 99%.

Большую долю электровозного парка составляют локомотивы ВЛ8, ВЛ10, возраст которых  более 40-50 лет. На период 2010-2015 гг. приходится пик списания грузовых электровозов постоянного тока: за это время должно быть списано около 500 единиц такой техники, что составляет почти 70% всего парка локомотивов данного типа.

В 2008 году представлена «Комплексная программа обновления железнодорожного подвижного состава Украины на 2008-2020 гг.». В соответствии с этой программой, в обновление железнодорожного подвижного состава до 2020 года железные дороги Украины планируют инвестировать около 130 млрд. грн. В рамках программы, до 2020 года предполагается приобрести свыше 3,5 тыс. пассажирских вагонов, 442 пассажирских электровоза, 125 тепловозов, 236 электропоездов, 133 дизель-поезда и несколько сотен единиц другой пассажирской техники. Грузовой парк подвижного состава до 2020 года пополнится на 79,8 тыс. грузовых вагонов, 24,4 тыс. контейнеров, 765 грузовых электровозов (в т.ч. 555 электровозов постоянного тока) и около 1,5 тыс. единиц маневровых и путевых машин.

Однако в последние годы «Укрзалізниця» не выполняла заявленные планы по закупкам новых локомотивов из-за отсутствия финансовых средств.

По словам главы Министерства транспорта и связи Украины, до 2014 года Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця» планирует купить на собственные средства 116 локомотивов. В рамках программы обновления локомотивного парка «Укрзалізниця» планирует также провести силами своих производственных дивизионов капитальный ремонт 250 локомотивов.

Текущие поставки магистральных локомотивов для Украинских железных дорог в последние годы осуществлялись ХК Лугансктепловоз (2ЕЛ5, 2ЕЛ4, 2ТЭ116У), Трансмашхолдинг (2ЕЛ5, 2ЕЛ4, 2ЭС5К), ГП "НПК "Электровозостроение" (ДЭ1, ДС3).

В 2010-2011 годах "Укрзализныця" планирует приобрести у "Лугансктепловоза" 9 магистральных грузовых электровозов (из них 5 - переменного тока, 4 - постоянного), несколько электропоездов постоянного и переменного тока и 3 дизель-поезда, а также маневровые тепловозы ТЭМ-103 и ТЭМ-104.

«Укрзалізниця» неоднократно заявляла о потребности в двухсистемных электровозах (потребность не менее 200 единиц). Планируется реализация проекта по совместному производству таких электровозов с концерном Siemens. Также, Укрзалізниця рассматривает возможность закупки двухсистемного электровоза ЭП20, разработанного «Трансмашхолдинг» и Alstom.