Как понять иностранца без слов, страница 9

2) общественная организация;

3) обеспечение физического существования;

4) половые отношения;

5) отношение к территории;

6) отношение ко времени;

7) учеба;

8) игра;

9) защита:

1О) использование материалов.

i.   Взаимодействие с окружающей средой  ведет свои истоки от первичных реакций раздражения, существующих у любой живой клетки. Взаимодействовать с окружающей средой значит жить, отказаться от взаимодействия значит умереть. Начиная с первичной реакции раздражения самых простых форм жизни, системы взаимодействия с окружающей средой усложняются по мере биологической эволюции.

Одной из самых усложненных форм взаимодействия является человеческая речь, которая может быть усилена тоном голоса или жестами. Письмо—это особая форма взаимодействия, при которой используются особые символы. Помимо лингвистического взаимодействия существуют особые версии для каждой культурной системы. Человек взаимодействует с другими людьми в рамках общественной организации. Территория и время служат измерениями взаимодействия. Учеба, игра, защита также представляют собой особые формы взаимодействия.

В конечном счете все, что ни делает человек, требует от него взаимодействия с кем-либо или с чем-либо.  Взаимодействие лежит в центре культурной вселенной, и все остальные системы вырастают из него.

2.   Общественная организации. Не следует забывать, что тела сложных организмов на самом деле представляют собой сообщество клеток, многие из которых имеют высоко специализированные функции. Общественная организация начинается с объединения двух клеток.

Много лет назад психологи привлекли внимание своим описанием «порядка заклевывания», который существует у цыплят. Как известно, в каждом выводке цыплят всегда есть один цыпленок, который клюет всех, но его никто не клюет, и есть цыпленок, которого клюют все и который не смеет клевать никого. Все остальные члены цыплячьего выводка располагаются в строгом порядке в зависимости оттого, кому можно клевать больше других и кого могут клевать все цыплята. Оказалось, что большинство живых существ располагаются в порядке, похожем на этот. У лошадей аналогичный порядок определяет возможности для кусания и брыкания.

В некоторых случаях жесткий иерархический порядок заменяется иными формами сообщества. Конрад Лоренц так описывал два порядка общественной организации среди собак. Эти порядки отразили две родословных ветви собак—волчью и шакалью. Волки отличаются преданностью стае и своему вожаку, который начинает возглавлять стаю сравнительно молодым и остается во главе ее до конца своей жизни. Шакалы же создают менее спаянную организацию, и она зачастую формируется и существует лишь в результате сложившейся конкретной ситуации. У шакалов нет волчьей преданности к стае или вожаку. Они менее устойчивы в своих привязанностях и антипатиях.

Иные формы общественной организации можно увидеть в стадах овец, оленей, коров, косяках рыб., стаях птиц. Отношения сообщества сохраняются на протяжении долгого периода временили если они и изменяются, то лишь под большим давлением внешнего окружения.  Знаменитый антрополог Ральф Линтон указывал, что львы в Кении любят охотиться в одиночку или парами.

Когда же добыча становится редкой, они переходят К охоте стаями. В ходе такой охоты каждый лев выполняет свою особую роль в группе. Львы создают огромный круг, в центре которого находится один из них. Начиная рычать и нападать на добычу, они загоняют ее к центру, где ее убивает «центральный» лев. Подобные формы общественной организации можно видеть и у человека. Однако сложные комбинации, созданные людьми на основе сравнительно простых общественных организаций млекопитающихся, были описаны и проанализированы лишь в общих чертах.  Меня здесь интересуют лишь общие принципы организации общества.