Как понять иностранца без слов, страница 44

Наше поведение кажется странным для араба. Он начинает с одного пункта повестки и занимается им до тех пор, пока не покончит с ним, если что-нибудь ему не помешает. При этом о времени вспоминают как о чем-то, что случилось до начала обсуждения или после него.  Во время обсуждения времени как бы не существует.  Американец не может раздвигать рамки повестки дня или расписания. Араб может это делать. Для нас повестка дня или расписание священны. Если мы наметили потратить такое-то количество времени для какого-то дела, то мы можем внести изменения в наши расчеты один раз, может быть, даже два раза в период подготовки или начальной деятельности. Однако мы не можем бесконечно раздвигать стены наших временных отсеков, даже если интересы дела настоятельно требуют от нас такой гибкости. Вера в неподвижность стен, разделивших время на части, определяет характер нашей деятельности в большинстве ситуаций, в том числе и на долгие периоды времени.

ГЛАВА 7

КАК ПОНЯТЬ НЕМЦА,

АНГЛИЧАНИНА И

ФРАНЦУЗА БЕЗ СЛОВ

Разное отношение ко времени и пространству—это лишь часть глубоких отличий, разделяющих национальные культуры. Эти различия являются источником многочисленных недоразумений, взаимного раздражения, споров, ссор и конфликтов. Попытаемся на примере поведения представителей нескольких великих национальных культур показать типичные проблемы, возникающие в ходе межкультурных контактов.

У немцев, англичан, американцев и французов много общего в культуре, но в некоторых моментах наши культуры вступают в конфликт. Вследствие того, что американцы и европейцы считают, что они понимают культуры Европы и Америки, их взаимонепонимание носит особенно серьезный характер. Культурные различия между нашими странами часто игнорируют, и в результате разница в поведении объясняется глупостью, дикостью или презрением к окружающим со стороны того или иного лица.

НЕМЦЫ

Всякий раз, когда представители различных стран собираются вместе, они начинают оценивать поведение друг друга. Жители Германии и немецкоговоряших кантонов Швейцарии не являются исключением в этом отношении. Многие интеллектуалы из этих стран, с которыми я беседовал, часто говорили о том, как американцы используют время и пространство. По их мнению, американцы составляют очень насыщенные расписания и четко их выдерживают. Они также отмечают, что американцы совершенно не оставляют свободного времени для себя.

Так как ни в той, ни в другой стране люди не отличаются небрежным отношением ко времени, я решил узнать, как они оценивают отношение американцев ко времени. Они сказали, что европейцы будут назначать меньше дел на один день, чем американцы, и что европейцы не чувствуют, что время давит на них так сильно, как на американцев.

Разумеется, европейцам выделяют больше времени буквально на все, включая человеческие отношения. Многие из моих европейских знакомых говорили мне, что в Европе главное—это человеческие отношения, а в Америке—расписание. Некоторые из них делали следующий логичный шаг и связывали отношение американцев ко времени с нашим отношением к пространству.  По их мнению, американцы проявляли крайнюю небрежность в отношении пространства.

По европейским стандартам американцы используют пространство крайне расточительно и редко учитывают общественные потребности. Им кажется, что американцы ведут себя так, как если бы у людей не существовало никаких потребностей в пространстве. Преувеличивая значение расписания, американцы недооценивают личные потребности в пространстве. Я должен сказать, что мои европейские знакомые не проявили в этом отношении должной внимательности. Многие из них ограничивались замечаниями, что, находясь в Соединенных Штатах, они чувствовали, что на них давит время, а наши города лишены разнообразия. Тем не менее, учитывая эти замечания, сделанные европейцами, можно ожидать, что немцы будут более остро реагировать на нарушение американцами пространственных норм поведения.

НЕМЦЫ И ВТОРЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВО