Как понять иностранца без слов, страница 43

В ряде культур, включая индейцев наваха, жителей острова Трук, арабов Средиземноморья, японцев, многих жителей Индии, сидение на месте считается делом. Эти народы не делают отличия между активностью и пассивностью. На свете существуют активные и неактивные культуры. С точки зрения неактивной культуры, не имеет значения созидаешь ты что-нибудь или нет. Для нас кажется очевидным: ты должен работать, чтобы двигаться вперед- Мы не движемся вперед автоматически.

Существует еще один фактор, наличие или отсутствие которого в культуре проявляется в отношении ко времени. Речь идет о разнообразии. Благодаря ему мы чувствуем разницу между периодами времени короткой и долгой продолжительности. Острая реакция на отсутствие разнообразия порождает ощущение скуки, а степень скуки проявляется в восприятии скорости, с которой проходит время.

Мы ищем разнообразия в наших занятиях, нашей работе, наших домашних увлечениях. В экономической сфере это проявляется в требованиях к бесконечному разнообразию в материальных изделиях: одежде, еде, мебели, посуде и т.д. Представьте себе, что кто-нибудь из нас мог бы заранее сказать, что он будет есть на обед через год. Однако на свете есть миллионы людей, которые точно знают свое меню на многие годы вперед, если у них вообще будет что поесть. Сегодня они едят то же, что и вчера, а завтра, что сегодня.

Для нас вопрос разнообразия имеет большое значение.  Возьмем, например, девочку-подростка, которая жалуется своей маме, что на школьном вечере танцев не было мальчиков. Она имеет в виду, что не было новых мальчиков. Ныне наши потребности в разнообразии и в новинках превышают потребности Любой другой страны.  Для нашей экономики это необходимо. Без постоянного обновления мы не смогли бы расширять наше производство.

На неформальном уровне восприятия времени разница между разнообразием и однообразием проявляется в той скорости, с которой, как нам кажется, идет время. Когда мы ощущаем разнообразие, время движется для нас быстрее. Так же как и в активности мы видим разнообразие лишь во внешних проявлениях, Мы не видим разнообразия в обретении зрелости и старении и замечаем их лишь в других людях, поэтому мы говорим: «Да, конечно, он постарел с тех пор, как я его видел последний раз». Для индейцев пуэбло в штате Нью-Мексика старение—это процесс, который испытывает каждый человек. По мере старения человека его статус и роль в принятии решений возрастают. С этой точки зрения разнообразие—это естественная часть жизни, а также часть личности каждого.

Из сказанного выше следует, что американцы определяют относительную продолжительность времени неформальным образом в зависимости от четырех факторов: Ц от степени неотложности; 2) от того, пытается ли человек заняться больше, чем одним делом в течение одного отрезка времени; 3) от того, занят ли человек активным делом или нет; 4) от наличия разнообразия в возникшей ситуации. Это неформальное отношение ко времени невидимым образом диктует нам наше поведение в самых различных ситуациях.

Назначив начало встречи для обсуждения условий контракта на десять часов, а ее завершение на одиннадцать, нам не только чрезвычайно трудно поменять сроки, но и изменять повестку дня, не обидев при этом людей.  Время и повестка дня мероприятия становятся почти священными.

На Среднем Востоке к подобным вещам относятся совершенно по-другому. Отказ кого-либо из участников встречи обсуждать вопрос, стоящий в повестке дня, часто означает, что он не согласен с твоими условиями, но не хочет тебе противоречить и считает, что время для согласия еще не подошло. Однако ему не будет казаться неприличным сидеть на совещании и говорить о чем угодно, только не о пунктах, стоящих в повестке дня.

Наше благоговейное отношение к повестке дня часто ставит нас в трудное положение. На переговорах может случиться, что повестка дня оказалась быстро исчерпанной, или же, напротив, выяснилось, что переговоры зашли в тупик. В этом случае совещание может закончиться раньше срока, но мы ощущаем внутреннюю растерянность. В результате участники совещания продолжают толочь воду в ступе, так как они чувствуют себя обязанными использовать время «по назначению».