Как понять иностранца без слов, страница 23

Или вы услышите такое: «Трамваи—это просто ужас! Они гораздо хуже нашего метро. Самое поразительное это то, что люди не обращают на толчею никакого *внимания». Такая реакция наших соотечественников объясняется тем, что наша культура не поощряет прикосновение друг к другу, кроме интимных отношений. Когда мы едем в трамвае или в переполненной кабине лифта мы себя «держим», так как с детства нас приучили избегать телесного контакта с незнакомцами. Оказавшись за границей, нам непривычно сталкиваться с другим отношением к телесному контакту. К тому же одновременно все наши органы восприятия подвергаются атаке непривычных сигналов: мы слышим чужую речь, обоняем необычные запахи, видим странные жесты, а также множество иных незнакомых знаков и символов.

Однако многие, побывавшие в чужой стране, могут заранее предупредить новичка. Преодоление иностранного акцента в отношении к пространству так же важно, а может быть, важнее, чем преодоление акцента в языке. Совет новичку может быть таков: Смотри, как стоят люди относительно друг друга, и не отодвигайся. Может быть, вам покажется странным ваше положение относительно вашего собеседника, но вы сами удивитесь, насколько к лучшему изменится отношение к вам других людей.

КАК ПО-РАЗНОМУ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРОСТРАНСТВО В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

Несколько лет назад в журнале была опубликована карта Соединенных Штатов, сделанная с учетом того, как представляет нашу страну рядовой житель Нью-Норка. На этой карте Пью-Йорк был начертан в деталях. Подробно были обозначены его различные пригороды, расположенные к северу от него, а также кварталы Голливуда. Пространство между Нью-Йорком и Голливудом заполняла пустота. Такие географические точки, как Феникс, Альбукерк, Великий Каньон реки Колорадо, -- все были перемешаны в кучу. Из этого следовало, что рядовой житель Нью-Норка мало что знает об остальной части страны и почто не интересуется тем, что там происходит. С точки зрения географа, карта вопиющим образом искажала описание Америки. С точки зрения человека, исследующего культуру, эта карта удивительно ярко показывала представление о США, царящее в головах многих ее сограждан.

В студенческие годы я жил в Нью-Йорке. Мой домовладелец был американцем первого поколения, выходцем из Европы. Он всю свою жизнь прожил в Нью-Норке, никогда не покидая города. Когда, окончив учебу, я съезжал с его квартиры и покидал город, хозяин пришел проводить меня. Прощаясь, он сказал: «Ну, что ж, как-нибудь в воскресенье мы с семьей соберемся, сядем в машину и заскочим к вам в Нью-Мексика, навестить вас».

Карта, о которой шла речь выше, и замечание домовладельца ярко иллюстрируют наше эгоцентрическое восприятие пространства. Мы судим о географии лишь на основе личного опыта. Места, где мы не бывали, представляются нам туманными. Самым элементарным американским представлением о пространстве является «место». Читатель без труда вспомнит множество выражений со словом «место»; «он нашел место в жизни», «для нее нашлось место в конторе», «у них—славное местечко в горах» и так далее.

В отличие от Среднего Востока в нашей культуре существует чрезвычайно запутанная градация пространства, по мере того как вы переходите от одной его категории к другой. В арабском мире есть лишь деревни и города. Деревни могут быть разными: от таких, в которых проживает несколько семей, до нескольких тысяч.

Самая малая категория населенного «места» в США— это нечто меньшее, чем городок, село или деревня. Тем не менее это «место» немедленно признается в качестве географического объекта и получает название на карте. Это нечто вроде Догпэча из комиксов*. Наши Догпэчи выражают суть американской культуры. Здесь очень трудно найти центр-Понятие «центр» может означать «магазин на перекрестке», «резиденция округа», «малый город», «большой город», «метрополис» и т.д. Как и в других сферах нашей культуры, включая нашу социальную систему, в ней не существует ясных переходов от одной категории к другой. «Населенные пункты» могут быть совершенно разных размеров, и нет языковых обозначений для того, чтобы разобраться, о чем идет речь.