Как понять иностранца без слов, страница 51

Взгляд американцам направленный на своего собеседника, часто перемешается с одного глаза на другой, а часто уходит в сторону от лица. Правильное поведение для англичанина, когда он слушает другого человека, требует от него постоянно смотреть на собеседника. Для этого англичанин должен находиться от вас на расстоянии почти в три метра и более. На меньшем расстоянии он волей-неволей вынужден смотреть то в один глаз, то в другой.

ФРАНЦУЗЫ

Французы, которые живут к югу и востоку от Парижа, принадлежат к тому комплексу культур, которые граничат со Средиземноморьем. Представители этой культуры склонны приближаться на близкие расстояния во время общения по сравнению с северными европейцами, англичанами и американцами. Средиземноморское использование пространства проявляется в переполненных поездах, автобусах, автомобилях, уличных кафе н в домах людей. Исключением, разумеется, являются шато и виллы богатых. Перенаселенность жилья связана с более активным восприятием людьми друг друга всеми органами чувств. Большое внимание французов к органам чувств проявляется не только в том, как французы едят, развлекаются, собираются в кафе, но даже в том, как они составляют свои географические карты. Эти карты продуманы самым тщательным образом и составлены так, чтобы путник получил самую детальную информацию. Изучение этих карт показывает, что французы используют все органы чувств. На этих картах вы можете увидеть, где вы можете развернуться, а где вы сможете лицезреть прекрасный вид, где проходит живописный маршрут, где вы сможете подкрепиться, отдохнуть, прогуляться, а где вы сможете замечательно пообедать.

СЕМЬЯ  и ДОМ

Вероятно, Одной из причин. Почему французы любят находиться вне дома - это перенаселенность их жилья.  Французы принимают своих друзей в кафе и ресторанах. Дом—это место для семьи, а улица—для общения и развлечений. Все дома, которые я до сих пор посещал, страшно перенаселены. Особенно скученно живут мелкая буржуазия и рабочий класс. Это означает, что многие французы активно вовлечены в жизнь других людей, живущих рядом с ними. Планировка офисов, жилых домов, городов, загородной местности такова, что эта взаимная вовлеченность в жизнь друг друга активно поддерживается.

Эта взаимная вовлеченность чувствуется и при межличностных контактах. Когда француз разговаривает с тобой, он по-настоящему говорит с тобой, и в этом нет никаких сомнений. Когда на парижской улице француз глядит на женщину, он глядит на нее прямо, и в этом нет никаких сомнений. После своего возвращения в США из Франции американская женщина чувствует, что ей недостает внимания. Некоторые женщины говорили мне, что они привыкли к тому, что их разглядывали, и поэтому американская привычка не глядеть на незнакомого человека оставляла у них неприятное ощущение, как будто они перестали существовать.

АВТОТРАНСПОРТ

Отличия культур проявляются и когда пешеход становится водителем автомобиля. Французский автомобиль создан с учетом французских потребностей. Часто объясняют его небольшие размеры низким уровнем жизни и высокой стоимостью материалов. Хотя нет сомнения, что стоимость производства является серьезным фактором, нельзя считать ее фактором решающим.  Автомобиль является таким же выражением культуры, как и язык, а поэтому у него есть особая ниша в культурной сфере. Отличия в автомобиле связаны с другими культурными различиями и отражают их.

Если бы француз был вынужден вести американские автомашины, ему пришлось бы отказаться от многих способов использования пространства, к которому он привык. Движение по Елисейским полям напоминает столпотворение на американских дорогах при выезде из городов в солнечные выходные дни. Если бы на улице Парижа появились американские машины, то это было бы равносильно самоубийству. Даже случайно затесавшиеся «компактные» американские машины среди парижского движения выглядят как акулы среди пескарей.  В Соединенных Штатах те же самые машины выглядят нормальными потому, что все остальное соответствует их масштабам. Заграницей же они кажутся громадными.