Как понять иностранца без слов, страница 42

Столь подробный анализ нашего неформального отношения ко времени позволяет лучше оценить поведение американцев, когда они сталкиваются с иным отношением к нему. Американский посол в одной стране неверно истолковал местное отношение к срокам. Между тем в той стране час опоздания равнялся нашим пяти минутам, опоздание от пятидесяти минут до пятидесяти пяти минут—нашим, четырем минутам, опоздание в сорок пять минут—нашим трем минутам и так далее для официальных дневных визитов.

По их понятиям, местные дипломаты не могут прибыть вовремя, потому что местное население истолковало бы их пунктуальность как свидетельство раболепного отношения к США. Но в то же время они не хотели наносить вопиющего оскорбления американскому послу: если прийти с опозданием на час, это было бы уже слишком большим оскорблением. По этой причине они прибывали с опозданием в пятьдесят минут. В результате посол говорил: «Как можно иметь дело с людьми, которые опаздывают на целый час и вместо объяснений просто что-то бормочут под нос? Они даже не дают себе труда принести соответствующее извинение!» Посол не мог не испытывать таких чувств потому, что для американцев опоздание от пятидесяти до пятидесяти пяти минут является глубоко оскорбительным, в то время как в этой стране такое опоздание соответствовало нашему опозданию в четыре минуты, и поэтому можно было ограничиться лишь бессвязным бормотанием.

Можно рассмотреть и иной способ распределения неформального времени, который существует в арабских странах Восточного Средиземноморья. По сравнению с США там существует меньше позиций в системе неформального измерения времени: безвременье (полное отсутствие времени), сейчас (настоящее различной продолжительности) и вечно (слишком долго). Почти невозможно в арабском мире найти людей, которые бы ощутили разницу между «долго» и «очень долго». У них просто нет такого отличия в восприятии времени.

Помимо этих неформальных способов измерения времени по его продолжительности, существует и неформальное восприятие времени в зависимости от его «скорости». Разумеется, у каждого читателя возникали ситуации, когда он замечал, что время то начинало быстро пролетать, то еле плестись. Было бы неплохо, если бы читатель вспомнил чу ситуацию, в которой он так или иначе воспринимал течение времени.

Впечатление о том, что время то летит быстро, то идет медленно, зависит от срочности, существующей в ситуации. Чем более срочной, более неотложной кажется потребность человека, тем медленнее тянется время. Это касается всего—от физиологических потребностей до культурных. Человек, который испытывает неотложную потребность в успехе, воспринимает течение времени в ходе своего движения наверх с большим раздражением, чем другой человек, который более расслаблен, почив на лаврах побед. Родитель, ожидающий врача к больному ребенку, чувствует, что время движется медленно. Таким же образом воспринимает скорость времени фермер, посевы которого сохнут от зноя. Можно привести и другие примеры.

Правда, в этой связи следует заметить, что повышенное ощущение неотложности существенно отличает американцев от других представителей западной культуры.  Это всегда замечали американцы во время своих поездок в Европу.

Другой характерной чертой нашего отношения ко времени является монохронизм. Под этим подразумевается занятие только одним делом в определенный период времени. Нас, американцев, страшно обескураживает, когда, посещая учреждение за границей, мы обнаруживаем, что человек, который назначил нам встречу, одновременно с нашим делом занимается еще другими.  В идеале мы хотим всегда заниматься сначала одним делом, а затем переходить к другому.

Северные европейцы и те из нас, кто является наследниками североевропейской культуры, четко различают, когда человек занят, а когда не занят. Если человек сидит, размышляя о чем-то, считается, что он ничего не делает. Поэтому широко распространены такие замечания: «Мне показалось, что ты ничего не делаешь. Вот я и подошел к тебе немного Потрепаться».  Мы лишь признаем одно состояние «ничегонеделания» -- когда человек молится. Однако в этом случае мы легко узнаем молящегося человека по характерной позе.