Как понять иностранца без слов, страница 38

С технической точки зрения год опять-таки представляет собой нечто иное. Дело не только в том, что он исчисляется в днях, часах, минутах и секундах, но существуют различные типы годов: тропический, или солнечный, равный 365 дням, 5 часам, 48 минутам и 45,51 секундам; сидерический, или звездный, равный 365 дням, 6 часам, 9 минутам, 9,54 секундам; аномалистический, равный 365 дням, 6 часам, 13 минутам, 53,1 секундам.

Помимо трех категорий оценки времени, в каждой из них существуют подразделы. Сочетания всех этих категорий и подразделов вносит немало путаницы в головах тех, кто осваивает нашу культурную традицию обращения со временем.

Наверняка почти каждый в детстве спрашивал свою маму: «Мама, а когда мы придем домой? Я устал». Мама в таких случаях отвечала: «Подожди немного. Через некоторое время мы будем дома». -- «А сколько длится «некоторое время»?» -- «Это трудно сказать». --«Это пять минут?» -- «Иногда да, иногда нет». Эти ответы окончательно сбивали нас с толку.

ФОРМАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВРЕМЕНИ

Для того чтобы понять, как мы воспринимаем время, следует попытаться обучить временным понятиям детей.  Понятие о дне укоренилось с далекого прошлого. Единица «день» разбивается на два контрастных элемента: «день» и «ночь», в которых, в свою очередь, выделяются утро и вечер. Существует семь категорий дней: понедельник, вторник, среда и т.д. У каждого из них свои отличия в ценности. Особая ценность у воскресенья.  Ребенок обычно разбирается в этих понятиях к шести годам. К восьми годам большинство детей уже могут определить время по часам. Процесс обучения может быть упрощен, если мы им объясним, что на часах существует два типа единиц времени: часы и минуты.  Часы—от одного до двенадцати—следует выучить так хорошо, чтобы узнавать их немедленно. Еще до того, как ребенок научится разбираться в минутах, он может освоить понятия «четверть часа» и «половина часа». Это он может быстро освоить: пять с четвертью, пять с половиной, без четверти шесть и т.д. От четверти и половины ребенок переходит к понятию «пять минут».

В Америке любой житель Востока и Среднего Запада с детства приучается ощущать, что «пять минут» отличаются от «десяти минут». «Пять минут» -- это самый малый элемент времени, воспринимаемый людьми с детского возраста. Еще двадцать пять лет назад «пять минут» воспринимались лишь как часть наиболее ходового интервала времени длиною в четверть часа. Теперь люди отдают себе отчет в том, опоздали ли они на пять минут или нет, и, если они опоздали, то они извиняются.

В штате Юга мормоны* развили четкость до такой степени, которая неизвестна в остальных штатах. Они воспринимают каждую минуту как строго защищенный от внешнего нападения элемент. У них отношение к опозданиям примерно такое же, как в армии. Вследствие этого мормоны, как и военные, стараются прибыть заранее, лишь бы не опоздать. Такое отношение ко времени у мормонов закрепило за ними репутацию людей, которые более серьезно относятся к работе, чем обычные американцы.

·       Однако уже на северо-западном побережье страны отношение ко времени меняется и его единицы не воспринимаются с таким напряжением, как в остальной части страны. В северо-западных штатах используют ту же систему времени, что и в остальных штатах, но никто не находится под таким давлением этой системы. По этой причине в этих штатах человека приглашают в 6 часов, зная, что раньше 6.30 он не придет. К. тому же нет никакой надежной гарантии, что он прибудет в срок и к этому времени. Привычка извиняться за опоздание соблюдается не очень строго.

·       Мормоны, паи сторонники Церкви Последних Святых, особенно распространены в западном   штате Юта и прилегающих к нему штатах.  (Прим, перев.)

Под воздействием обучения американские дети приучаются к следующей иерархии отдельных его единиц: пять минут, десять минут, четверть часа, полчаса, час.  Утро делится на раннее, среднее, позднее. Затем наступает полдень. Послеполуденное время делится на раннее, среднее, позднее.

Затем наступает вечер и ночь, которые делятся так же, как утро.