Как понять иностранца без слов, страница 33

Неожиданно дверь открыл индеец, который подошел к печке и стал помешивать угли. Каждый стал подталкивать соседа, приговаривая: «Может быть, они скоро начнут». В церковь вошел еще один индеец, который прошел через зал и вышел через другую дверь. «Ну уж теперь точно они начнут. Ведь уже два часа ночи». Кто-то высказал мысль, что индейцы нарочно тянут, надеясь, что белые разойдутся. У одного из них был друг среди пуэбло, и он отправился в деревню, чтобы узнать, когда начнется танец. Но оказывается, никто этого не знал. Неожиданно, когда белые были измучены до предела, ночную тишину разорвали звуки барабанов, трещоток и пение мужских басов. Без всякого предупреждения начался танец.

После многих лет наблюдений ни один белый человек в здравом уме не рискнет предсказать начало этих церемониальных танцев. Те из нас, кто понял это, теперь знают, что танец не начинается в определенное время, по расписанию. Он начинается, когда «все» готово.

Уже более ста лет американцы европейского происхождения и индейцы наваха пытались приладить друг к другу разные концепции времени. Однако до сих пор эти усилия не увенчались успехом. Для индейца наваха время подобно пространству—лишь настоящее посейчас» является реальным. Будущее реальностью не обладает.

Мой старый приятель, который вырос среди индейцев наваха так объяснил представления наваха о будущем: «Ты знаешь, как наваха любят лошадей и как они любят делать ставки на скачках? Так вот, если ты скажешь индейцу наваха: «Слушай, друг, помнишь мою призовую лошадь, которая выиграла соревнование 4 июля?» Наваха скажет: «Ну, конечно!» Но если вы скажете: «Осенью я подарю тебе эту лошадь», наваха тут же скиснет, отвернется от вас и уйдет прочь. Однако, если вы скажете ему: «Ты видишь эту старую клячу с обвислым брюхом, у которой вся упряжь рассыпается, а седло стерто? Хочешь я подарю тебе ее, мой друг. Бери ее, она твоя!», наваха расплывется от радости, начнет трясти тебе руку, вскачет на лошадь и тут же умчится на ней. Из двух вариантов лишь немедленный дар реален.  Обещание в будущем не стоит даже усилий, чтобы о нем.  думать».

Когда в стране стали принимать меры по улучшению состояния почвы и ограничению выпаса скота на некультивируемьй полях, было почти невозможно убедить наваха, что они выиграют, если откажутся от своих любимых овец, а взамен приобретут выгоды, которыми они смогут воспользоваться через десять—двадцать лет.  Однажды я участвовал в строительстве небольших земляных дамб и, как и другие, безуспешно пытался убедить наваха в том, чтобы они прилежно работали и быстро соорудили эти дамбы, с помощью которых овцы получат больше воды. Попытки убедить их, объясняя, что если они будут работать медленно, то построят лишь одну дамбу, а если постараются как следует, то получат десять дамб, не производили на них ни малейшего впечатления.  Лишь когда я научился переводить понятия нашего поведения на язык их культуры, они стали работать, так как мы этого хотели.

Решение пришло таким образом. Я обсудил проблему с моим другом Лоренцо Хаббеллом, который всю жизнь прожил на территории резервации. Всякий раз, когда я сталкивался с трудностями, я обращался к нему, чтобы рассказать ему все, что у меня накипело на душе. Иногда в его репликах я находил ответы на мои вопросы и начинал отгадывать систему ценностей и мировоззрения наваха. Беседуя с Лоренцо и наблюдая за индейцами, я понял, что наваха понимают и уважают принципы договора. Например, наваха беспокоятся, когда им позволяют отставать в выполнении их заданий. Они явно тревожились, что их заставят платить за невыполненные обязательства. Я решил побеседовать с бригадой из рабочих наваха. Было совершенно очевидно, что убеждать их в будущих выгодах совершенно бессмысленно: прямолинейная логика не имела для них никакого значения. Однако они стали адекватно реагировать, когда я сказал, что правительство предоставило им деньги, чтобы они смогли оплатить свои долги, что государство предоставило им работу и дает воду для их овец. Я подчеркнул, что за это они должны работать восемь часов каждый день. Именно в этом, заявил я, суть договора между государством и наваха. После моей беседы работа пошла как по маслу.