Как понять иностранца без слов, страница 3

Хотя специалисты в различных областях могут не согласиться с некоторыми моими выводами, возможно, и они найдут немало полезного на страницах этой книги. Вероятно, архитектору пригодятся сведения о влиянии культуры на восприятие пространства и его распределение. Хотя не исключено, что педагог возмутится моими критическими замечаниями в отношении методов пре-подавания, но я искренне надеюсь, что он признает выводы книги полезными для его педагогической деятельности. Содержащиеся здесь концепции могут оказаться также полезными в лечебном процессе для психиатров, кстати их профессиональный опыт пригодился мне при изучении различных способов взаимосвязи между людьми. Знания, собранные в книге, пригодятся писателям, художникам, бизнесменам и специалистам по вопросам управления. Я думаю, что специалистам по социальным вопросам будет небезынтересно взглянуть на культуру как на фактор взаимодействия между людьми.

Работая над книгой, я получил бесценную помощь от моего коллеги Джорджа Трейгера. Он является лингвистом с образованием антрополога и этнографа и внес немалый вклад в исследование языка. Трейгер и я создали теорию культуры, основанную на коммуникационной модели. Эта теория лежит в основе содержания этой книги.

Главы расположены в таком порядке, чтобы читатель постепенно продвигался от известного к неизвестному.  Думаю, что читателю помогло бы сравнение культуры с музыкой. Если человек никогда не слышал музыки, было бы невозможно описать ее ему. До того, как люди изобрели ноты, они обучались музыке путем подражания.  Человек смог полностью использовать потенциал музы-ки, только когда он начал записывать ее при помощи нот.  Нечто подобное нам необходимо сделать для, описания культуры. Эта книга о культуре представляет собой то, чем является для начинающих музыкантов учебное пособие по музыке.

ГЛАВА 1  ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

     Культура является словом, для которого дается столь много определений, что еще одно не будет лишним. Я сделаю еще одно определение для этого явления, с тем чтобы внести ясность в эту чрезвычайно запутанную концепцию. Для антропологов культура давно стала означать образ жизни народа, сумму его приобретенных поведенческих навыков и реакций, а также материальных предметов. Хотя большинство антропологов соглашаются с этим общим положением, среди них возникают разногласия относительно того, что составляет культурную субстанцию. Их практическая работа приводит к увлечению той или иной категорией явлений, составляющих человеческую жизнь, и они видят в ней суть культура. Другие же, стремясь найти в потоке общественной жизни точку стабильности, часто пытаются обнаружить элементарную частицу, которая присутствует во всех аспектах культуры. В результате, хотя концепция культуры была впервые изложена еще в 1871 году Е.Б.Тайлором, впоследствии теория культуры не обрела ясности, типичной для многих научных идей.

Еще более неприятным обстоятельством явились медленные темпы проникновения концепции культуры в общественное сознание. По сравнению с такими представлениями, взятыми из мира психологии, как подсознание или рефлексы, идеи антропологов о культуре мало понятны для неинформированных граждан. Причины такого положения во многом связаны с самой концепцией культуры.

С самого начала культура представляла собой область специализированной деятельности антрополога, который впервые осознавал ее всемогущество в период ученичества и первых лет профессиональной работы. .По мере того, как антрополог все больше и больше втягивался в жизнь народа, который он изучал, он обретал уверенность в том, что культура является реальным предметом, а не чем-то выдуманным теоретиками. Более того, осваивая сложности данной культуры, он приходил к выводу, что их можно понять лишь на основе продолжительного опыта и почти невозможно поделиться своим опытом с кем-нибудь, кто не имеет столь же продолжительный опыт знакомства с этой культурой.