Как понять иностранца без слов, страница 20

Батлер мастерски и точно использует интимное пространство. Воздействие физической близости и контакта, тон голоса, жар в теле, вызванный внутренним волнением, внимание матери к тому, как ее сын вздрогнул и поморщился, -- все это показывает, как умело был проткнут «пузырь», окружавший личное пространство Эрнеста.

Одной из особенностей творчества Марка Твена является искажение им пространства. Читатель видит и слышит вещи, которые невозможно увидеть и услышать на таких расстояниях, о которых идет речь в его рассказах. Живя на окраине Великих Равнин, Марк Твен испытывал огромное влияние их бескрайних просторов. Его образы толкаются, пихаются, растягиваются, сжимаются, пока читатель не ощутит головокружение. Свое вольное обращение с пространством писатель продемонстрировал в своем рассказе «Путешествие капитана Стромфилда в рай». Капитан Стромфилд так описывал своему другу Питерсу* гонку с необычайно громадной кометой:

«Мало-помалу я приблизился к ее хвосту. Знаешь, что это напоминало? Точно комар приблизился к континенту Америки* Постепенно я прошел вдоль корпуса кометы более ста пятидесяти миллионов миль, но убедился по ее очертаниям, что не достиг даже талии».

Потом следует описание гонки, интерес к ней и возбуждение среди «сотни миллиардов пассажиров», которые «толпились внизу».

«Ну, а я потихоньку обгонял и обгонял, пока не подпорхнул к самому носу этого огненного чудища. Теперь уже и капитана вытащили из постели, и он стоял на передней палубе, освещенный багровым заревом, рядом со своим помощником, без сюртука, в ночных туфлях, волосы торчат во все стороны, как’ воронье гнездо, подтяжки с одного бока свисают. Вид у него и у помощника был порядком расстроенный. Пролетая мимо них, я просто не вендах был удержаться, показал им нос и крикнул: «Счастливо оставаться! Прикажете передать привет вашим родственникам?»

Это была ошибка, Питере! Я не раз потом пожалел о своих словах. Да, это была ошибка!»

Если не обращать внимание на парадоксальную сторону повествования, то в рассказе можно обнаружим ряд реалистичных расстояний и деталей. Состояние шевелюры капитана, выражение лица у его помощника и другие детали можно разглядеть лишь на крайнем пределе «общественного расстояния». Именно с такого расстояния беседует капитан Стромфилд со своим другом Питерсом.

Сент-Экзюпери обладал исключительным чутьем личного и интимного пространства и умел использовать тело и его органы чувств для передачи информации. В нижеприведенном отрывке из «Ночного полета» содержатся три коротких предложения, которые описывают три чувства и три расстояния:

«Она встала, распахнула окно, подставила лицо ветру.  Из окна открывался весь Буэнос-Айрес. В соседнем доме танцевали; ветер доносил обрывки мелодий—был час развлечений и отдыха».

Немного позже жена бросает взгляд на спящего мужа—пилота.

«...Она посмотрела на сильные ладони, которым через час будет вручена судьба европейского почтового, ответственность за что-то большое, подобное судьбе целого города... Ей удалось на краткий срок приручить эти ласковые руки, но она лишь смутно представляла себе их истинное назначение. Она знала улыбку этого человека, знала чуткость влюбленного; но она не знала, как божественно гневен бывает он, оказавшись в сердце грозы. Она обвивала его нежными путами любви, музыки, цветов; но в час отлета он неизменно сбрасывал эти путы и, видимо, ничуть об этом не сожалел. Он открыл глаза: «Который час?» -- «Полночь».

В романе «Процесс» Кафка противопоставляет поведение северян и южан Европы. В нижеследующем отрывке он иллюстрирует свои представления о расстояниях, на которые распространяются запахи:

«Он ответил ему вежливыми формальностями, которые итальянец выслушал со смешком, продолжая нервно поглаживать свои густые серые усы. Усы были, очевидно, надушены, и даже возникал соблазн подойти к ним и понюхать их».

Кафка прекрасно знал человеческое тело и его потребности в пространстве. Его представления о тесноте подчеркивались описаниями того, как человек становится ограничен в своих движениях.