Как понять иностранца без слов, страница 36

Совершенно иное отношение ко времени у племени швов в Нигерии запечатлел антрополог Пол Боханнэн. Как и индейцы наваха, чтобы определить время, тивы следят за движением солнца и движениями луны по мере того, как она растет и уменьшается. Отличным для тивов является их восприятие и использование времени. Для тива время что-то вроде замкнутой капсулы. Есть время для приготовления еды, для хождения в госта, для работы в поле. Когда же человек находится «внутри» одного из этих «времен», он не может выйти из него.

Эквивалент недели у тивов—промежуток времени от пяти до семи дней. Этот период не связан с естественными периодическими событиями, как, например, фазами луны. Каждый день недели имеет название предмета, который продается на ближайшем рынке. Если бы у нас был соответствующий календарь, то понедельник именовался бы «Автомобилем» в Вашингтоне, «Мебелью» в Балтиморе, «Тканью» в Нью-Йорке. После этого следовали бы дни, названные в честь запчастей, вин н бриллиантов в соответствующих городах. Это бы привело к тому, что если бы вы путешествовали по стране, название дня менялось в соответствии с тем, где вы находитесь в данное время.

В соответствии с нашим способом восприятия времени каждая единица измерения состоит из определенного числа составных частей: шестьдесят секунд составляют одну мину, шестьдесят минут равняются одному часу. Американец не может понять людей, которые придерживаются иного способа измерения времени. Специалист по Африке Генри Александр Джуно в своем исследовании обычаев племени тхонга рассказал о шамане, который прекрасно помнил хронологию событий в течение семидесяти лет и мог последовательно рассказать о каждом событии этого периода. Однако этот же человек называл этот период «эрой» и считал, что она длилась «800 лет и четыре месяца». Многие видели в этом проявление неразвитости ума, как у ребенка, поэтому что каким образом семьдесят лет могут быть равны восьми сотням?  Как исследователи культуры, мы не можем назвать такие оценки времени детскими. Мы должны пойти глубже.  Видимо, для шамана тхонга хронология—это одно, а «эра» -- совсем другое, и между этими понятиями нет ничего общего.

Пусть не думают, что иные концепции времени, отличающиеся от евро-американской существуют лишь среди народов, отставших в своем развитии. Позвольте мне привести примеры двух вполне цивилизованных, хотя и не столь индустриализованных стран. Сравнивая Соединенные Штаты с Ираном и Афганистаном, можно без труда обнаружить существенные различия по отношению ко времени. Достаточно сравнить отношение к свиданиям. Раз находясь в Тегеране, я наблюдал приготовления молодых иранцев к вечеринке. После того как была достигнута договоренность относительно того, куда и кто за кем заедет в назначенные сроки, намеченный план стал разъезжаться по швам. Участники вечеринки стали сообщать о том, что они не могут захватить того или иного гостя или же сообщали, что они направляются в другое место, прекрасно зная о том, что люди, которым передавали эти сообщения, уже не могли проинформировать тех, кто ждал, что за ними заедут. Одну девушку оставили ожидать на углу улицы, и никто не придал этому большого значения. Один из моих знакомых сообщил мне, что с ним нередко случались подобные истории. Он назначал одиннадцать раз свидания своим друзьям.  Каждый раз то один, то другой не приходил на встречу.  На двенадцатый раз они поклялись, что оба будут на месте и ничто не помешает им встретиться. Прождав сорок пять минут, мой знакомый позвонил своему другу, и оказалось, что тот был еще дома. Произошел примерно такой разговор:

«Это ты, Абдул?» -- «Да». -- «А почему ты не пришел? Я думал, что мы с тобой обязательно встретимся». -- «Да, но шел такой дождь», -- ответил Абдул с характерной для перса скулящей интонацией.