Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 9

1.  Обучение грамоте предполагает всестороннее развитие речи детей: на произносительном уровне (звуки), на лексическом уровне, на синтетическом уровне (словосоч. и предл.), на уровне текста.

2.  За основу аналитико-синтетической работы берется звук.

3.  Работа над звуком проводится  в теоретическом (звуки тв. и мяг., согл. и гл…) и практическом плане ( с помощью упражнений  в выделении звуков  из речи, хар-ки их, артикуляции, анализе и синтезе).

4.  Буква вводится как обозначение звука, после знакомства со звуком. (дается название буквы)

5.  За единицу чтения берется слог, широко применяется чтение слогов.

6.  Последовательность изучения звуков и букв устанавливается по частотному признаку.

7.  Письмо идет параллельно чтению.

8.  Учитывается разный уровень подготовки детей к школе.

9.  Вводится грамматико-орфографическая пропедевтика. ( слабая и сильная позиция звука, изменение слов с помощью суффиксов и окончаний).

10.Вводится слогозвуковой анализ слова с опорой на схему.

11. Модели предложений, слов, слогов даются с первых дней обучения.

Эта система полностью реализуется в учебниках : букварь и азбука Горецкого и др. по традиционной программе.

вопрос 10  Классификация методов обучения грамоте  (МОГ). Буквослагательный и слоговой методы. Метод Л. Н. Толстого.

МОГ – способы работы учителя и определяемые им способы работы уч-ся по обучению первоначальным навыкам чтения и письма. Существует две классификации МОГ.

1.  По способам мыслительной деятельности.

·  аналитический (от целого к частному)

·  синтетический (от частей к целому)

·  аналитико-синтетический (начинается с анализа речи, а заканчивается синтезом)

2. По исходным языковым единицам методы делятся на буквенные, звуковые, слоговые, метод целых слов.

Буквослагательный метод. Самый древний. Этапы: 1) заучивание букв; 2)заучивание слогов с предварительным называнием каждой буквы; 3) чтение по слогам; 4)чтение  «по верхам», т. е. целыми словами, без называния букв и слогов (все это занимало 2года). К письму переходили лишь на 3 год. Буквенный метод направлен на мех. зубрежку, неинтересен. Сложное название букв затрудняло восприятие читаемого звука, тексты были трудны, письмо было оторвано от чтения.

Слоговой метод.

1. Были упразднены трудные названия букв. 2. После заучивания слогов по нарастающей трудности, читали слова, состоящие из этих слогов. 3. Слова были понятными. Недостатки: в основе обучения лежало механическое заучивание; обучение чтению и письму шло в разное время.

Метод Л. Н. Толстого.  (слогослуховой метод) Уделял большое внимание слоговой работе, разложению слогов на звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивал речевой слух детей. Трудность читаемых слов и слогов нарастала постепенно.

Метод не был чисто слоговым: он ввел добуквенные разложения слов на звуки, много внимания уделял слуховым восприятиям и артикуляционным упражнениям. Применил одновременное обучение  письму – ввел печатание букв, слогов и даже запись слов под диктовку, добивался сознательного чтения текста.

вопрос 17. Заключит. период обучения грамоте. Его задачи и содержание.

Основные задачи заключительного периода:

1.  Совершенствовать первоначальный навык чтения.

2.  Учить чтению сознательно, правильно, выразительно, по слогам, с переходом на чтение целыми словами.

3.  Учить приемам выборочного чтения, чтения по ролям.

4.  Учить работать с иллюстрациями, с текстом (пересказ текста, заучивание стихотворений).

Основное содержание: продолжить работу по обучению чтению,  выявить и устранить пробелы в знаниях детей, тренировать в самостоятельном чтении рассказов, стихотворений, выборочное чтение, заучивание наизусть, озаглавливание, чтение по ролям.

Порядок работы на уроке:

1. Рассказ учителя об авторе произведения.

2. Изучение уч-ся статьи об авторе.

3. Чтение и анализ произведения учителем и уч-ся.