Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 10

4. Обобщение.

В этот период широко используются маленькие детские книжки, чтение по ролям.

Совершенствуются осн. элементы навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Расширяется круг чтения.  Уделяется внимание чтению «про себя». Понимание текста должно быть 100%.

вопрос 19. Развитие речи учащихся в процессе обучения грамоте.

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи, при этом происходят постоянные существенные изменения в речевом развитии.:

1.  Возрастает волевой фактор, мотивация речи меняется: если в ситуативной речи мотив – общение, то ответ на уроке –это необходимость выполнить требования учителя. Учитель должен позаботиться о создании мотивов речи близких учащимся, чтобы создать непринужденную обстановку, что смягчает переход  речи из ситуативной в волевую.

2.  Появляется письменная речь.

3.  Большое место начинает занимать монологическая речь. Монолог в процессе обучения грамоте – это пересказ прочитанного рассказа, рассказ по памяти, по воображению.

4.   Речь становится объектом изучения. Ребенок узнает, что речь складывается из слов, слова состоят из букв…

Развитие речи в школе осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический), работа над связной речью (текст) + произносительный уровень.

Необходимо учить ребенка читать слова, включать в предложения, подвергать звуковому анализу, составлять из разрезной азбуки, подбирать наиболее выразительные слова. Эта работа начинается с первых уроков. Работая над предложением уч-ся должны осознать предложение как самостоятельную единицу речи, перейти от односложных высказываний к развернутым, должны устанавливать простейшие связи в предложении.

Обучение связной речи начинается  с работы по иллюстрациям. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, самостоятельно составляют рассказы по картинкам. Огромную роль играет элемент занимательности: инсценировки, конкурсы чтецов…

Развивая речь учащихся, необходимо  придерживаться след. требований: содержательность (рассказ, сочинение, построенные на фактах), логика (последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений), точность  (точная передача фактов подобранными языковыми средствами),богатство языковых средств (употребление синонимов, разл. структур предложений),ясность (доступность слушателю, коммуникативность), выразительность (эмоциональность), правильность (произношение, построение предложений). Перечисленные требования связаны м/у собой и в системе школьной работы выступают в комплексе.

Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышления, с другой стороны сама речь, развиваясь, способствует формированию мысли, шлифует её.

Развитие речи – важнейшая задача школы.

вопрос 21. Задачи уроков литературного чтения. Принципы построения программы по литературному чтению.

Традиционной задачей нач. школы является задача обучения чтению ребенка мл. школьного возраста.

Современный курс литературного чтения ярко обнаруживает 2 направления:

1.  собственно обучение чтению (3 уровня –формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию текста, формирование читательской  самостоятельности)

2.  получение литер. знания, т. е. обеспечение лит. образования и лит. развития.

Программа уроков литературного чтения  предполагает решение следующих задач:

1.  формирование у мл. школьников навыков осознанного чтения, приемов понимания текста;

2.  развитие творческих способностей уч-ся;

3.  приобщение детей к литературе как к искусству слова;

4.  введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Принципы уч. курса литературного чтения:

1.  Художественно-эстетический. Произведения представленные в программе раскрывают богатство окр. мира.