Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 18

вопрос 26  Методика чтения и анализа сказок.

Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность чтения сказок, привлекают герои.  Сказка развивает оценочные суждения школьников. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений (в педагогическом смысле этого слова). Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. Главная ценность заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в самом подходе к изображению народа. Народ талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки.

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Важно учить школьников при распознавании жанра произведения учитывать совокупность .его признаков.По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые.

О животных. Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной. Сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения.

Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой — они обогатили себя знанием определенных явлений жизни.

Учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как сознательность и выразительность. Немалую роль при этом будет играть и правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употреблением в предложении.

Указанные особенности рассматриваемых сказок обусловливают характер вопросов и заданий: вопросы сказочного плана взаимодействуют с вопросами природоведческого содержания.

Сказочное описание явлений природы чрезвычайно много дает для развития речи учащихся, их творческого воображения и фантазии.

Волшебные  сказки   отличает  особый  характер   вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные    силы.

Специфика волшебных сказок заключается в том, что в них совершаются необычные превращения, действуют неправдоподобные силы и т. п. Поэтому и при анализе таких сказок специфичным будет только выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т. п.). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа.

вопрос 33,34  Содержание нач. обучения фонетике, лексике, морфемике, грамматике и орфографии. Система расположения материала по годам обучения и ее обоснование.  (использовать программу)

Обучение русскому языку своим конечным результатом  имеет формирование умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Для изучения в нач. классах отобраны знания, которые являются базой сознательного владения языком, формирования графических и орфографических навыков, речевых умений. Из области фонетики и графики мл. школьники получают знания, позволяющие правильно представить звуковой состав слова, своеобразие гласных и согласных, роль ударного слова и т. п. Из области морфологии также отобраны знания, имеющие большое практическое значение для осознанного владения словом, правильного употребления его форм. Мл. школьники изучают основные части речи, включены в программу синтаксические знания. Знания по морфемному  составу слова представлены в объеме, необходимом для того, чтобы мл. школьники могли осознать сущ. признаки каждой морфемы, пользоваться знаниями о корне в целях правильного написания безуд.гл. Раздел «лексика» не включен в программу, но уч-ся получают  элементарные сведения о синонимах, антонимах, о лекс. значении слов (прямом и переносном).