Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 21

Требования к уроку русского языка:

1.  Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: фонетики, грамматики (морфологии, синтаксиса), морфемики, лексики, орфографии.

2.  Гармоническое сочетание теории и практики.

3.  Воспитательная направленность урока: формирование познавательного интереса, развитие активности, самостоятельности уч-ся через выбор методов и приемов, развитие логического мышления, его гибкости, выбор материала, развивающего  и обогащающего общие знания, воспитание личности ученика, его способностей, творчества.

4.  Высокий уровень культуры речи: образцовая речь учителя, выбор подлинно худ. текстов – образцов языка, различных по жанрам, стилист. особенностям.

5.  Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей.

6.  Связь данного урока с предыдущим. Внутренняя логика урока. Подчиненность всех звеньев урока его цели.

7.  Использование новых достижений дидактики, пед. психологии: формирование умственных действий на материале предмета, развивающее обучение, обратная связь на уроке, лично ориентированное обучение, дифференцированный подход к учащимся.

Обычно к уроку предъявляют требование: урок должен быть динамичным, должна чередоваться устн. и письм. работа, учитель должен тактично подводить учащихся к самостоятельным выводам, решениям. Цель урока должна быть реализована. Уроки должны быть разнообразны. Осн. типы уроков: а) урок изучения новой темы; б) закрепление темы; в) уроки повторения;                              г) повторительно-обобщающие; д) контрольные; е) комбинированные (основные в нач. школе).

Структурные компоненты урока: орг. момент; проверка д/з; подготовка к изуч. нового материала; изучение нов. материала; закрепление; итог урока; д/з.

Основа планирования – программа по рус. языку (цели, содержание, последовательность разделов, ЗУН уч-ся, виды работ). Учитель составляет календарный план, необходимый для поурочного планирования. Для проведения урока составляется конспект (3-4 стр.) или план урока , в нем указывается тема, цели, оборудование, ход урока.

вопрос 42   Упражнения на уроках русского языка. Принципы выбора упражнений.

Упражнение – центральное занятие, вокруг которого группируются остальные (Ушинский).Упр. необходимы для усвоения, применения, закрепления материала.

Характер упр. должен соответствовать  особенностям изучаемого материала.

Требования к упражнениям: самостоятельность уч-ся, систематичность, логичность, упражнения должны быть сначала усные, затем письменные, разнообразие.

Осн. часть урока должны составлять устн. и письм. упражнения. Упр. направлены на развитие орфогр. зоркости, закрепление теорет. знаний, уточнение сущности и формулир. правила.

Система упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятий, его спецификой, установления последовательности их выполнения. Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений.

По характеру формирования знаний: морфологические и синтаксические.      По характеру деятельности: аналитические (грамматический разбор по ч. речи и по членам предложения), синтетические, упражнения на сравнение, классификацию, обобщение.

В чистом виде  синтетические и морфологические упражнения в начальных классах даются редко: поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания.  Например, для овладения орфограммами по морфологическому принципу наиболее целесообразны упр. типа списывания, осложненного различными заданиями (подчеркивание орф., вставка пропущенных букв, подбор проверочных слов и  др.), т.к морфологические написания требуют знания состава слова, умения находить опорные формы.

Основные виды упражнений в нач. классах: списывание, диктант, орф. и граммат. разбор, работа  с орф. словарем, словообразование, словоизменение, творч. работы(сочинения-миниатюры).