Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 29

вопрос 50. Методика изучения темы глагол.

Параметры изучения: что обозначает слово, на какие вопросы отвечает, как изменяется, какие имеет постоянные категории, каким чл. предложения  является, как изменяется, как образуется. Цель изучения: формир-е навыков употребления в речи и правильное их написание, обогащение словаря. Трудности: личные глаг. окончания.

Изучение проходит в соответствии с общим порядком изучения частей речи: 1 кл. - морфолог. вопросы к отдельно взятым словам, 2 кл. – общее понятие о ч. р.,3,4  кл.- изучение некоторых грамматических категорий ч.р. (число, лицо).

1кл. подготовка к изучению, наблюдение над тем, что обозначает слово.

2 кл. учатся правильно ставить вопрос, вывод: глагол обозначает действие предмета, изменяется по числам. Упражнения: подбор слов, словосочетаний, составление предложений, списывание с орфографическими  заданиями,

3 кл. изучение числа :  на основе конкретных наблюдений вывод: гл. в ед.ч. обозначает действие одного предмета, во мн. ч. – нескольких. (упр. по изменении числа гл.)  Время. При образовании временных форм нужно учитывать вид. (глаголы соверш. вида настоящего времени не имеют). На основе наблюдений за действиями делаются выводы: глагол имеет три времени: прошлое, наст. буд.; что обозначают, на какие вопросы отвечают глаголы каждого времени. Важно правильно научить ставить вопросы от начальной формы глагола. Составляется таблица изм. по временам. Систематически необходимы упражнения по изменению однокоренных глаголов по временам совершенного и несов. вида, нахождение глаголов в тексте, определение времени и обоснование  глагольной формы, изменение времени, составление рассказов с гл. в определенном времени.

4 кл. Задачи: углубить знания, развить навыки точного употребления в речи (глаголы-синонимы, переносное значение), познакомить со спряжением, научить распознавать лицо, осознанно употреблять время, подготовить  к правописанию личных окончаний глаголов, первоначально ознакомить с 1 и 2 спряжением.

Усовершенствуются знания о времени глаголов, изучают неопределенную форму как начальную форму глагола, развивается умение соотносить временную и начальную форму глагола (переход). Особое место занимает работа над навыком правописания безуд. личных окончаний. Алгоритм: узнать нач. форму глагола, определить время, лицо, число, определить спряжение, вспомнить окончание глагола этого спряжения и лица и записать его. Необходима система упражнений.

Этапы изучения в 4 кл.: повторение изученного ранее, наблюдение над лекс. значением глаголов и их ролью, неопределенная форма, понятие о спряжении, распознавание лица глагола по местоимению и окончанию, спряжение глаголов настоящего времени  с ударными окончаниями, знакомство с 1 и 2 спряжением, сопоставление окончаний, спряжение в буд. времени,  распознавание спряжения по неопр. форме, исключения, правописание безударных личных окончаний в  настоящем и будущем  времени, прошедшее время глагола.  ИТОГ Глагол: обозначает действие предмета, отв. на вопросы…,гл. прошедшего времени  изменяются родам, изменяется по числам, лицам (спрягается),  сказуемое.

вопрос 52. Проверка и оценка ЗУН по русскому языку.

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Проверка обеспечивает возможность выяснить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями, установит готовность к изучению нового материала, оценить эффективность применяемых методов и средств обучения, ввести коррективы  в методику. Учащихся  проверка психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.

Проверка осуществляется в устной и письменной форме, применяется текущий математический и итоговый контроль знаний.