Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 17

цель: воспитать любовь к книге; методы: чтение учителем, рассматривание,  задачи: учить воспринимать произведение на слух, выработать устойчивое отношение к книге как к источнику радости, расширить читательский кругозор, ознакомить с правилами гигиены чтения, правилами обращения с книгой.

книги: детские, крупный шрифт, ¾ картинок, объем 1,5-3 стр., темы: о Родине, животных, растениях, волшебстве, приключениях. Умения к концу  периода: слушать и запоминать прочитанное, рассказывать о прочитанном по вопросам и иллюстрациям. Читател. кругозор  12-15 дет. книг. (название, автор, содержание)

2. начальный этап.

цель: пробудить интерес к самост. чтению дет. книг, методы: самостоят. чтение  на уроке новых книг под руководством учителя, книги – 2 (1 чит.учит., др. уч-к), методы: коллект. чтение и рассматр., самост. чт. и рассм. под руководством учит.

3. основной этап.

цель: пробудить  интерес к самостоятельному чтению на заданную тему, методы: самост. чтение рассматр. дома книги, назв. учителем, структура урока: работа с выставкой книг, всесторонний анализ выбр. книг, беседа об авторах, героях, знакомство с нов. произв.,жанрами, писателями, рекомендации самост. деят-ти.

4. заключительный этап  

цель: совершенствовать умения детей  в работе с книгой, метод: самост. чтение и рассматр.е книги, выбранной самост. на предложенную тему. Книги 150-180 с.

вопрос 28 Творческая работа на уроках чтения худ. произведений.

Творческие работы учащихся по следам прочитанного предполагают деятельность детей с произведением, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному. Такая деятельность организовывается учителем как в рамках урока (и тогда она становится органическим продолжением работы на этапе перечитывания), так и вне урока (тогда она имеет свою специфику).

Творческие работы на уроке:

1.выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения; 2. графическое иллюстрирование; 3. словесное рисование картин; 4.  творческий пересказ;5. чтение по ролям;6. драматизация, 7.музыкальное иллюстрирование; 8. рассказы по представлению, рассказы по аналогии

Словесное  рисование . Цель : приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса:

1) что будет нарисовано? (Содержание);2) как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. Какие позы выберем для людей и т.п.)? (Композиция);

3) какие краски используем для картины? (Цветовое решение.)

При чтении лир. произв. прием словесного рисования становится основным.

Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями (добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая  изображена в произведении;  придумать, как могли разворачиваться события дальше; изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица пересказ строится от 1-го лица; изменить грамматическое время глаголов. Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Драматизация (чтение по ролям; пантомима; чтение в масках, постановка живых картин; собственно драматизация.) Пантомима помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения. Живая картина дает возможность продумать мизансцену позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Работа, начатая на уроке, может быть продолжена вне его. Во внеурочное время могут быть организованы конкурсы чтецов, написание сценариев по произведению. Драматизация может стать интересным и полезным мероприятием для всего классного коллектива. Если дети увлекутся этой деятельностью, то она может стать начальной ступенью для организации работы школьного театра.