Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 4

В середине 19в. многие пришли к выводу о преимуществе звукового метода.  В России Ушинский разработал и ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Ушинский  доказал, что нельзя разделять письмо и чтение. Он считал, что письмо. опираясь на звуковой анализ должно идти впереди чтения. По его «Азбуке» дети сначала знакомятся с рукописным шрифтом и лишь через 10-15 уроков вводятся печатные буквы. Но и тогда новая букв после изучения звука вводится  сначала в письменном варианте. У. объединил анализ и синтез, ввел систему ан.-синт. упражнений со звуками, слогами, словами. Опирался на живую речь, работал по пословицам, загадкам, доступным текстам. Достоинства методики: развивающий характер, преодоление догматизма, отсутствие зубрежки, анализ живой речи, с разложение на звуки знакомых слов. Отказался от алфавитного изучения(сначала гласн.,затем согл)

Последователи изменили этот порядок: расположили звуки в порядке нарастания трудности. Тихомиров и Вахтеров ввели добукварные зв.упражнения, отказались от опережающего письма: сначала усвоение печатных букв. Создали свои буквари.  В 1907г. вышел «Новый русский букварь Флерова»: последовательность изуч. звуков и букв: от легких  к трудным, рекомендовал чтение по подобию (ма, мо, со), поместил слог. таблицы.

В 20-е г. звуковой аналитико-синтетический метод был самым популярным и распространенным. В начале 20-х г.(22-35) пытались внедрить американский метод  целых слов, но этот метод не обеспечивал развития фонематического слуха, что отрицательно сказывалось на орфографической грамотности, не развивал мышление.

вопрос 13. Научно- методические основы «Русской азбуки»

«Русская азбука» разработана Горецким и др.

По мнению авторов, учебник может использоваться в гимназич. классах и классах компенсирующих форм обучения. В 1кл. на обучение грамоте отводится 6 -8 месяцев. При сокращении периода обучения содержание не изменяется.         В «Русской азбуке» 3 раздела: подготовительный (безбукв. ступень; 5 гласных букв), основной (материал для обучения чтению по слогам), заключительный (неадаптированные отрывки из худ. произведений, разл. по жанрам материал).

В конце 90-х г. на основе «Букваря» и «Азбуки» вышла «Русская азбука». По ней можно вести обучение по системе 1-3 и 1-4. «Азбука» располагает большим по объему материалом.

Научные особенности: 1.в основе принцип частотности в расположении букв (при изучении небольшого кол-ва зв. можно использовать полноценное чтение), 2.«Азбука» рассчитана на обучение по звуковой аналитико синтетической системе (выделение звуков из речи, их слияние), 3. обучение грамоте осущ-ся по упрощенной схеме: анализ (слово,слог,звук. буква)синтез(наоборот), 4. обучение чтению осуществляется с учетом позиционного принципа по ориентирам (выделены согласные за пределом прямого слога: с/ то/ л).Этот прием предупреждает побуквенное чтение. Позиционное чтение: смотреть не только на первую, но и на вторую букву (ла, ли). 5. Работа имеет ярко выраженный воспитательный и развивающий характер (подбор текстов, головоломок), 6. реализуются все осн. дидактические принципы: научности, доступности, наглядности. 7. Центральное место занимает чтение (для читающих хорошо – левая сторона…) 8. Изучаются различные стороны языка (многозначные слова, синонимы, антонимы, поговорки).

Методологические особенности.

Входит в учебно-мет. комплекс («Азбука», прописи, пособия для учителя).    1. Выделены разделы по периодам обучения, 2. широко представлены схемы,       3. предлагается раннее подключение детей к чтению слов разной слоговой структуры, 4. знакомство с тв. и мяг. согл. на одном уроке,   5. на изучение йотированных звуков отводится два урока, 6. предлагается опережающий звуковой анализ (слово по картинке может быть  с опережением  букв. изучения), 7. Предлагается определенная последовательность работы на уроке по страницам «Азбуки»:   выделяется картинка с опорным словом, выделяется слог, звук, буква), 8. Разнообразный материал для чтения, большое количество занимательного материала, для развития речи, ребусов, загадок,  9. Изучаются различные стороны языка  (се/ло – село/).