Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 16

Современная графическая система построена на комбинации 8 основных элементов букв. Все основные элементы пишутся сверху вниз.

В содержание уроков входит письмо  элементов букв, самих букв, буквенных соединений, письмо слов и предложений. Порядок изучения букв соответствует порядку знакомства с ними по «Азбуке».

Согласно принципам  звукового аналитико-синтетического методы соблюдается единство письма и чтения (на уроке чтения дети усваивают букву, на уроке письма – пишут её). Если ребенок плохо читает, ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредотачивает на процессе письма.

Двигательный навык формируется 7-9 лет. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия. К концу буквенного периода ученик записывает в течение урока до 20 слов.

вопрос 32. Учебный материал для внеклассного чтения. Требования к нему по этапам обучения.

Основной учебный материал – это детские книги. Они могут быть различных уровней сложности:  по содержанию, тематике, жанру, объему, оформлению. На начальном этапе особую значимость приобретают гигиенические требования: цвет и качество бумаги, величина полей, компоновка рисунка и текста, длина строки. Цель уроков внеклассного чтения –обеспечит учащимся  знание как можно более широкого и разнообразного круга доступных книг.

Подготовительный этап: книжки-игрушки, книжки-картинки, крупный шрифт,  ¾ иллюстрации, темы: о Родине, о растениях, о волшебстве, приключения произведения малых фольклорных форм, сказки.

Начальный этап: для коллективной работы привлекаются книги с осложненным оформлением( несколько авторов, отсутствие надписей на первой странице обложки…). Литература – детская художественная, научно-художественная и научно познавательная по разным темам и разных жанров.

Для самостоятельного чтения учебным материалом является книга в типовом оформлении, объемом 8-30 с., шрифт крупный, бумага белая, текст 50-60%. Используются серии «Книга за книгой», «Мои первые книжки»

Основной этап. русская классическая, современная и зарубежная детская литература, справочная для мл. шк. возраста, детская периодическая печать. Учитывается различная тематика и жанрово-видовое разнообразие. (с ограничением объема) Группировка монографическая.

Заключительный этап. Худ., научно- познавт. и справочная детская книга. (без ограничения объема)  Группировка тематическая.

вопрос  30  Совр. мл. школьник как читатель. Его интересы, особенности восприятия детской книги. Этапы формирования учащихся читателей.

Наиболее продуктивное время для приобщения ребенка к книге является дошкольное детство 3-5 лет и 6-7 лет в школе. Это период так называемого собственно детского чтения.

Существует три аспекта читательской деятельности:1) раскодирование текста, 2) осмысление юным читателем содержания прочитанного, 3) осознание личной и общественной значимости книги в его жизни и целесообразности обращения  к самостоятельному выбору и чтению книг.

В 6-7 лет интерес к книге связан у детей с желанием действовать самостоятельно. Он легко переходит в ситуативный интерес (книги доступной тематики) В это время дети предпочитают то, что проще и легче  читается: стихи, сказки, тонкие книжки-малышки. В 8-9 лет идет увлечение книгами о природе. В 9-10 лет появляется интерес к миру людей, историческим событиям, личностям. путешествиям. Важно: книга должна быть  специальной детской – доступной.

Особенности восприятия в 6-7 лет: блоковое запоминание (впечатывание) контекста. У читателей 8-9 лет понимание и эмоциональность восприятия без помощи взрослого не сливаются в единый процесс. Мл. школьникам трудно выработать  свой темп чтения, который обеспечивал осмысленность и вдумчивость прочтения, выбрать книгу «по силам».

Существует несколько этапов формирования учащихся читателей.

1.  подготовительный