Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 24

вопрос 41 Основные типы орфографических ошибок. Их причины. Работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок.

Значение изучения орф. ошибок велико, благодаря этому учитель может определить  какие  темы изучены хорошо, а какие требуют доработки. Существуют различные способы проверки орф. грамотности: диктанты, списывания, выполнение орфографич. заданий, самост. письмо уч-ся.

Все ошибки учащихся 1 кл. делятся на 2 группы: графические (начертания букв) и орфографические.

Орфографические  (2,3,4 кл) это:

1.  ошибки на изученные правила;

2.  ошибки на изучаемые правила;

3.  ошибки на неизученные правила.

Типичные ошибки мл. школьников: правописание безуд. проверяемых гласных в корне (50%), безударные гласные в корне, непроверяемые ударением, правописание Зв. и гл. согласных в конце и середине слова, правописание слов с  Ъ  и Ь, падежные окончания.

Причины орфографических ошибок: не знание правил, нет тв. знания граммат. теории, на которую опирается правило, ложные аналогии, особенности нервной системы (заикание), дефекты речи.

Наряду с названными причинами, многие объясняются причинами общего характера: безграмотное окружение, необоснованный перевод учащихся из одного класса в другой.

Учитель, проверяя тетради должен вести учет и классификацию ошибок. Классификация ошибок служит для их исправления и предупреждения.

Одним из способов исправления ошибок является индивидуальная работа. Учитель создает такую ситуацию, в которой ученик сам находит ошибку, определяет ее тип, анализирует причины. (эта методика требует много времени).

Другой способ: учитель отмечает в тетради ошибки на полях, но не исправляет, чтобы ученик сам нашел и исправил.

Третий способ: фронтальная проверка написания текста с устным комментированием. Ученики самостоятельно находят и исправляют ошибки.

Для РНО отводится 20 мин. на одну тему.

Способы предупредительной работы: повторение правил перед письмом, орфографическое проговаривание, обращение ученика к учителю  с вопросом как написать слово, обращение к орф. словарю, обращение к ассоциативному образу, усиление внимания к трудным темам, выделение трудных слов, включение их в упражнения, вывешивание плакатов, создание повышенной мотивации, поощрение успевающих учеников, воспитание уверенности уч-ся в возможностях достижения высокого уровня грамотного письма.

В начальной школе используются разнообразные орф. упражнения: списывание, диктант, словообразование, словоизменение, творч. работа с орф. целями (сочинения-миниатюры).

вопрос 39 Методика изучения морфемного состава слов.

Значение  работы над морфемным составом слов: раскрытие лексического значения слова, получение элементарных сведений о словообразовании, углубление представлений о связи между предметами, формирование точности речи,орфогр. навыков, развитие умств.способностей(умение вычленять морфемы)

Ведущее положение  все морфемы в слове взаимосвязаны, поэтому  вначале уч-ся знакомятся с сутью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается каждая в отдельности с словообразовательной и орфографич. сторон.

Система изучения. Основные этапы:

1) пропедевтика изучения словообразования (словообразовательные наблюдения, усвоение совокупности признаков однокоренных слов, предшествующие теме «Однокоренные слова»);

2)Ознакомление с  однокоренными словами и корнем (осн.задачи: приступить к формированию понятия «однокорен. сл.», познакомить с особ-ми корня, провести наблюдения по написанию корня в однокоренных словах, обогатить речь уч-ся однокоренными словами); У уч-ся развивают умение соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделить общее (корень), вначале вводится термин «родств. слова», затем «однокоренные».(упражнения: сопоставление однокоренных слов и синонимов, однокоренных и омонимов; придумыв. и запись однокоренных слов)