Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 12

Итак, работа над басней чаще всего включает следующие компоненты: 1) восприятие конкретного содержания, 2) раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, 3) выяснение главной мысли конкретной части басни, 4) раскрытие аллегории, 5) анализ морали.

Структура урока:  I. Подготовительная работа.1.   Рассказ учителя об авторе басни. 2.   Викторина по материалу прочитанных басен.3.   Беседа  о повадках  животных — действующих лицах  басни, которую предстоит читать.

II.  Чтение басни учителем или прослушивание записи  III.   Беседа эмоционально-оценочного плана. IV.  Анализ конкретного содержания басни.

1.   Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, сост. плана и т. п.)

2.   Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы.)

3.   Установление главной мысли конкретного содержания басни.

V.   Раскрытие аллегории.

VI.  Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

VII.  Аналогия из жизни.

Успех работы над басней  определяется рядом условий. Целесообразно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы — чтение в лицах. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

вопрос 27  Уроки чтения стихотворений  в начальных классах.

Для стихотворной речи присущи несколько признаков :ритм, повышенная эмоциональность. Стихотворные произведения  делятся на эпические, лирические и драматические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т. е. системы событий в их развитии. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Выбор методики зависит от конкретного содержания произведения. Задача учителя — сохранить целостность восприятия произведения, в котором так тонко сочетаются содержание и стихотворная форма.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и др. Условия восприятия:

1.   Наличие у уч-ся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним. 2.    Развитие   у   уч-ся   внимания   к   переживаниям   героев произведений,  настроению  и  чувствам.  3.   Формирование у уч-ся творческого воссоздающего воображения.

4.Подбор  материала о писателе, прослушивание соответствующих музыкальных произведений, использование произведений живописи .

Обычно  стихотворение читается учителем наизусть и пробуждает у детей живые ассоциации с картинами, которые описывает поэт.

Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения: от первичного синтеза (первичного целостного восприятия) к анализу и через него к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). В отл. от рассказа или эпич. стихотворения, при чтении пейзажной лирики предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.

После первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа — его взаимосвязанные компоненты. На втором этапе учитель предлагает им еще раз внимательно прочитать текст про себя и рассказать, какие картины они «видят». (словесное рисование)

В процессе анализа стихотворения школьники учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображенному. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику воспринять во взаимодействии все компоненты образа. Важно не превратить анализ в логический; ему всегда должна быть присуща сильная эмоциональная сторона.