Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 14

В 30-50г. было распространено объяснительное чтение (Щербакова Конаныкин). Чтению предшествовала беседа, после чтения делалось обобщение. Вопросы носили констатирующих характер, в основном их целью было проверить насколько усвоены основные факты произведения. В последующем обобщении раскрывался воспитательный потенциал произведения.

В настоящее время на смену объяснительному чтению пришло литературное чтение. Общий принцип работы сохранился, однако характер вопросов существенно изменился. Теперь задача учителя не объяснять факты, а размышлять над ними.

Подход к анализу худ. произведений  определяется следующими положениями:

1.  анализ и формир-е полноценного навыка чтения сливается в один процесс;

2.  выясняются основы произведения, композиции, яз. средств, развитие мышления и речи уч-ся;

3.  при анализу худ. произведений учитель опирается на жизн. опыт детей;

4.  получение сведений об окружающей действительности;

5.  эмоциональное воздействие на уч-ся (восп. задачи)

Современная методика  опирается на данные пед-ки, психол.,литературовед.

При работе над худ. произведением учитель в центр ставит образы, учитель должен знать особенности каждого жанра. Учитываются особенности восприятия худ. произведения (2 варианта отношения к читаемому: эмоциональное и интеллект.-оценочное) Должны ставится обучающие, развивающ. и воспит.цели.

План: 1. первичный синтез(ознакомление с сюжетом, целостоное восприятие произведения, выяснение эмоционального воздействия на уч-ся) 2. анализ (установление причинно-следственных связей, анализ мотивов поведения героев, раскрытие композиции) 3. вторичный синтез (сопоставление героев и оценка их, выяснение идейной направленности, оценка худ. произведения как источника познания и как произведения искусства)

Типовой план урока:…1.подготовка к чтению(знакомство с писателем, объяснение ключевых слов), 2. первичное чтение (учителем: должно быть впечатляющим), 3.чтение и анализ худ. произведения (детальное изучение текста: чтение по цепочке, озаглавливание частей, выборочное чтение, определение языковых средств, 4. обобщающая беседа (характеристика героев, сравнение их, выяснение идейного замысла. повторное выразительное чтение, 5. творч.работа, 6. д/з (выр. чтение, ответы на вопросы, иллюстр.), итог (вопросы по произведению.

вопрос 22 Формирование полноценного навыка чтения у мл.школьников.

Чтение  - сложный психофизический процесс, в котором взаимодействуют несколько факторов: зрительный, речедвигательный, смысловой.

Навык – автомтизир. умение по озвучиванию печатного текста (осознанное)

Становление навыка чтения – сложный и длительный процесс. Психологи выделяют три ступени:

1.  аналитический этап : Восприятие и произношение оторваны от понимания. Каждый из этих процессов требует от ребенка отдельных усилий. (Поле чтения – 1 буква, способ – слоговое, понимание отстаёт от произношения. (1 кл.)

2.  Синтетический этап.: Восприятие, произнесение и осмысление происходят одновременно. (Способ чтения – целыми словами, понимание читаемого совпадает с произнесением и интонацией). (2 кл)

3.  Автоматизация: Восприятие и произнесение доведены до автоматизма, понимание нередко опережает произнесение. (может быть завершен к концу нач. шк.)

Основная задача уроков чтения: интенсивное развитие навыка чтения как вида речевой деятельности.

Условия становления навыка: ежедневные занятия, интересные тексты, работа по предупреждению ошибок на каждом уроке, обучение чтению «про себя».

Качества навыка чтения:

1) сознательность (понимание содержания, замысла, осмысление отношения к прочитанному). Виды работ: беседа, вопросы по прочитанному, подготовка к восприятию текста, предварит. рассматривание иллюстраций, работа с названием.

На первом плане – усвоение факт. сод-ния, на втором – усвоение замысла.

2) правильность (чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого). Виды работ: выяснение лексич. значения слов, предварительное прочтение трудных слов, исправление ошибок при чтении.