Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 5

вопрос 15. Обучение чтению в основной период.  

Главная задача: обучение слоговому чтению.

Дети знакомятся с согласными. Учатся обозначать разные звуки (тв. и мяг.) одной буквой, усваивают алфавитное название буквы. На осн. этапе дети понимают. что чтение не сводится к названию букв. Обучение слоговому чтению осуществляется путем предшествующего зрительного анализа слова по ориентирам (/ граница слога ,   согласный за пределами слияния) Например: 

Нужно научить детей читать слияние за один прием, а согласные до или после слияния можно читать отдельно. Гласные перед согласными тоже читаются отдельно (а  н  то  н).

Главное на этом этапе: аналитико-синтетическая работа. Звуковой анализ проводится во всем диапазоне гл. и согл. звуков, независимо от того сколько букв уже знают дети. ( опережающий звуковой анализ)

Приемы зв. анализа: 1.Отчетливое произношение слова по слогам с выделением звука. 2. Пресечение произн. слова или слога в момент произнесения нового звука  (пар та) 3. Артикулирование. 4. Прием договаривания незаконченного слова или слога (ле с ). 5. Сравнение слов или слогов по звучанию и начертанию (воз, вёз) 6. Подбор слов  с изучением звуков и определение его места в слове. (р, рь: хор, хорь, борьба)   

Приемы звук. синтеза:    1. Протяжное произнесение согл. перед гласными. (на,та,ма )  2. Наращивание согл. перед гласными. ( с варила).3 Чтение по подобию. (Ма-ша, Са-ша). 4. Перестановка слогов (насос –сосна)

Все приемы используются во взаимосвязи. В осн. период изучаются редко встречающиеся гласные, все согласные, йотированные буквы, Ъ и Ь.

Типы уроков: основные – уроки изучения звуков и соотв. букв, уроки закрепления, реже уроки повторения, контрольные уроки.

План урока знакомства…: 1. Закрепление и повт. пройденного. 2. Знакомство с новым звуком (выбор опорного слова, зв.анализ ; набл. за произношением, его хар-ка(гл. или согл.), нахождение нового звука в предложенных учителем словах, подбор уч-ся слов с новым звуком ) 3. Знакомство с новой буквой. (показ печатной буквы, печатание буквы, нахожд. б. в учебном материале. 4. Чтение слияний с новой буквой. 5. Чтение слов по ориентирам. 6. Чтение и разбор текста (анализ, рассуждение), соотнесение его с иллюстрациями. 7. Занимательные упр.

К концу осн. периода  уч-ся должны: свободно и правильно произносить все звуки, определять зв. состав слов, последовательность звуков в слове, ударение, слоги; составлять слова из букв разрезной азбуки, записывать  слова; различать тв. и мягкие согл, звонкие и гл., называть пары; знать все буквы, соотносить их со звуками, читать слогами (словами),соблюдать осн. орфоэпические нормы, понимать прочитанное, отвечать на вопросы. пересказывать текст, сравнивать, группировать, обобщать.

вопрос 8   Психологические основы современной методики обучения грамоте.

Обучение грамоте предполагает  разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности: беседы, рассказы. наблюдения, отгадывания загадок, пересказ. Эти виды работ способствуют созданию речевых ситуаций, осмысливающих процессы чтения и письма.

Для формирования навыка чтения и письма необходимо многократное повторение действий.

Необходимо развивать фонематический слух детей, ф. слух необходим  для выработки в дальнейшем орфографических навыков.(разл. слух.упр.)

Учитель должен знать, что представляет для первоклассника сам процесс чтения (поле зрения – одна буква, необходимо распознать, перекодировать, слить буквы в слоги, а слоги в слова)

Письмо также является сложным речевым действием. Ребенок должен  осмыслить звучащее слово. дифференцировать звуки, установить их последовательность, перекодировать звуковую форму в графическую, непосредственно воспроизвести на бумаге. Кроме того, он должен помнить как будет двигаться ручка  по строке, как следует сидеть и держать ручку. Этот процесс требует от ребенка больших усилий, поэтому необходимы специальные упражнения.