Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 35

1) на основе образцов ( чтение и запись, анализ смысла и формы, оценка выбора слов, изобразительных средств, выразительное чтение, заучивание стихов, составление предложений по вопросам)

2) конструктивные (восстановление деформированного текста (слова в разброс), распространение предложения, редактирование, построение предложений по модели, выражение мысли разными способами, соединение 2-3 предложений в одно).

3) творческие (составление предложений по картине, теме, опорным словам, по заданному жанру или типу речи)

Работа над предложением должна вестись на каждом уроке

вопрос  53. Особенности уроков русского языка  в  малокомплектной начальной школе.

В малокомплектных школах,где учитель одновременно работает с несколькими классами,необходима особая методика.Чаще  одновременно идет работа по одному предмету в 2-х классах. Основной отл.чертой уроков  в малокомплектной школе в условиях работы учителя одновременно с двумя-тремя классами является самостоятельная работа. Тщательно должна быть разработана система самостоятельных работ  на всех этапах обучения: усвоение нового материала, выработка умений и навыков, повторение.Залог успеха в изобилии различных дидактических материалов, главным образом раздаточных, дополняющих «Азбуку».Самостоятельная работа предполагает руководство учителя, которое выражается в постановке задач, определении конкретных заданий, в комментариях к раздаточному материалу и обязательной проверке выполнения. Первоклассники особенно нуждаются в руководстве.

Виды работ (1кл): обводка трафаретов, заштриховывание фигур, рассматривание картинок, письмо элементов букв по «Прописям», подготовка к ответам на вопросы, составление предложений и др.

В основной период: разнообразные варианты слого-звукового анализа и синтеза, работа с помощью наборного полотна и абака, тихое чтение по «Азбуке» или по дополнительным пособиям, подготовка к устному рассказыванию, рисование на темы прочитанного, подготовка к пересказу, письмо по образцам из «Прописей», по образцам, данным учителем, списывание с печатного текста, письмо составленных слов и предложений (все должно быть предварительно разобрано), письмо с вставкой пропущенных букв и слов; повторное чтение с  доп.заданиями по тексту: выбор слов к заданной теме (например, названия животных), ответы на вопросы, иллюстрирование, дополнение незаконченных предложений, выполнение логических упражнений.Для сам.работы дается   фонетический разбор: подчеркивание в словах (лучше всего с помощью раздаточного материала) гласных или согласных, деление на слоги, указание ударного слога, вставка пропущенных гласных, подчеркивание слогов жи, ши, ча, ща, чу, щу.В условиях работы одного учителя с двумя или тремя классами очень велика роль технических средств. Некоторые школы   оборудованы наушниками. Надев наушники, дети слушают беседу, выполняют задания, пишут диктант, заучивают стихотворения. Может быть использована магнитофонная запись, которая включается по мере надобности на уроке, когда учитель переключает основное свое внимание на параллельную группу — на третьеклассников.

Для малокомплектных школ разрабатываются также программированные материалы и учебные пособия, удобные для организации самостоятельной работы детей .

Опыт показывает, что при правильном распределении и объединении классов-комплектов, при умелом планировании уроков и самостоятельной работы, при хорошей обеспеченности уроков дидактическими материалами эффективность обучения в малокомплектной школе бывает достаточно высокой.

вопрос  51. Повторение пройденного по рус.  языку в начальной школе.

Условием хорошей работы по развитию речи явл-ся повторение пройденного. Повторение необходимо:

1.  Для изучения нового материала (связь с уже изученным).

2.  При закреплении нового материала (попутное повторение)