Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 25

3) изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффикса, окончания; формир. навыка  правописания корня и приставки; (центральный этап).Осознание связи м/у лекс. значением и его морф. составом, усвоение роли каждой морфемы в слове, осозн. умение употреблять слова  с прист. и суф. в речи.

Формирование понятий. Корень. (осн. призн. главн. часть слова, общая  для однокоренных слов, в ней общий смысл).Работа над корнем проводится  и на Ур. изучения др. морфем. Приставки. (осн. призн. словообр. функция, всегда перед корнем) Изучение на осн. раскрытия семантического значения – на примере глаголов, отглаг. сущ.Осн. в осознании словообр. роли приставок явл-ся знание того, что приставка не автоматически присоединяется к слову, а  создает новое. Упражнения: сравнение  слов с одинак. приставками, с одинак. корнями, составление новых слов, сравн. приставок с близким значением, лексико-грам. и лексико-семант. анализ текста. Суффикс. (осн. задача: роль суф. в слове, использование суф. в речи) Упр.: выяснение семантики слов, набл. над образованием слов  с одинак. суф., разн., составление слов,сравнение  суф. и прист, суф. и оконч.(место в слове, значение). С помощью суф. можно предать кач-во предмета, смысл. различие.Окончание. значение: меняют форму слова (изм. ч. слова, служит для связи слов в предл.) При знак-ве с родом и числом знания об окончании углубляются.

4) работа над составом слова (углубл-е знаний о морфемном сост. слова и элементах словообразования, формир-е навыка падежных окончаний в им. сущ., прил., личн. оконч. глаг) Разл. упр.: лексико-словообр. анализ, замена разверн. объясн. родств. словом,составл.слов, предлож. с однокорен. словами и др..

вопрос 37 Система изучения проверяемых ударением безударных гласных в корне.

Для формирования навыка правописания в корнях слов безударных гласных необходимо владеть совокупностью знаний и умений: уметь различать ударные и безударные гласные ( в результате работы над ударением, дети усваивают правило: гласные под ударением пишутся также, как и слышатся,  безударные - нет), уметь соотносить написание и произношение, устанавливать сходство и различие, умение подбирать однокоренные слова путем изменения формы  слова. Практика показала, что одной из причин ошибочного написания безударных гласных в корне является неумение совмещать  такие операции как выделение ударного слога и нахождение корня слова. Поэтому необходимо систематически  проводить упражнения, имеющие задания: обозначить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную и ударную в проверяемом слове. Необходимо систематически проводить работу над ошибками.

Чтобы правильно обозначить на письме безударный гласный звук в корне слова, нужно:

1.  найти в слове ударный слог, 

2.  выделить корень,

3.  подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне,

4.  написать в корне проверяемого слова ту же букву, которая в корне проверочного слова.

Русское правописание покоится на морфологическом признаке, который диктует единообразие написаний значимых частей слов независимо от  изменения их звукового состава при произношении в силу тех или иных фонетических условий. (Если  корень «воз»  произносится как воз в слове «возит», то  во всех словах, образованных от этого корня, должно писаться воз (воз, возок, вывоз).

Морфологический принцип регулирует написание безударных гласных корня, проверяемых ударением: вода, как воды, сады как садик.

Морфологические написания  требуют их предварительного осмысления, знания состава слова, умения находить их опорные формы, сознательно применять правила. Наиболее целесообразные упражнения: списывания, осложненные различными заданиями (подчеркивание орфограмм, вставка пропущенных букв, подбор проверочных слов и др.), разнообразные упражнения в словообразовании, словоизменении, диктант с обоснованием.

Подходы к изучению темы: по отдельным звукам: а  о  е  и  , сразу со всеми безударными гласными.