Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 2

Важнейшей основой методики являются науки лингвистического цикла: фонетика и фонология, лексикология с фразеологией, словообразование и этимология, грамматика — морфология и синтаксис, стилистика, а также орфоэпия, графика и орфография.

Методика чтения опирается также на теорию литературы: Особенно важны такие литературоведческие темы, как идейное содержание произведения, его тема и сюжет, композиция, жанр, изобразительные средства языка.

вопрос 5    Краткий ист.-критический обзор становления и развития МПРЯ.

МПРЯ как сам. наука сформировалась  в сер.19в.. Ист.обзоры её развития обычно начинают с книги Буслаева «О преподавании общественного языка»(1844). Атор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность школьников в ходе анализа примеров и изучения грамматики. Он создал полноценную методическую систему. Но Ф. И. Буслаев не выделял задач начальной школы. В 50—70-е годы 19в. в центре внимания — вопросы обучения грамоте, элементарным навыкам чтения и письма. ( «Дневники Яснополянской школы»). Основателем мет. нач. обучения рус. яз. явился Ушинский (1824—1870), который создал методику в полном ее объеме, обосновал ее теоретически, написал учебники для школы: «Родное слово» (1-3), пособия для учителей. У.разработал и зв. аналит-синт. метод обуч. грамоте, создал систему упр-й по разв. речи учащихся, разработал мет-ку объяснит. чтения худ. и научно-популярных произведений, мет-ку изучения грамматики на основе анализа образцов (в «Родном слове» для третьего года обучения все грамматические темы даны на материале анализа «Сказки о рыбаке и рыбке» басен И. А. Крылова). Ушинский основал рус. методическую школу, определил научное направление развития методики начального обучения родному языку. (последователи: Корф, Бунаков, Тихомиров, Семенов) У. не пользовался поддержкой властей и подвергался гонениям. Репрессиям подвергались и книги К. Д. Ушинского после его смерти.

Дореволюционный период прогрессивная направленность МПРЯ (курс на развитие личности учащегося), твердостью выбранной линии развития, сохранением основных принципов, заложенных К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым.

После революции начальное обучение стало массовым, а с 1930 г.— всеобщим и обязательным. (обучение грамоте взрослого населения). В 20-е годы ошибки : не уделялось достаточного внимания грамматике, орфографическим умениям. Метод целых слов обучения грамоте, позаимствованный из американской школы, не соответствовал фонетическим особенностям русского языка, не обеспечивал аналитико-синтетической работы, не создавал базы для твердых правописных навыков. 20-е годы были временем методических поисков.

В 40—60-е годы разрабат. разл. мет-ки: словарной работы, методика работы над предложением и связной речью (М. Л. Закожурникова), методика обучения грамоте (С. П. Редозубов…), методика чтения, методика орфографии. В 1965 г. научный труд — «Основы методики начального обучения русскому языку» под ред. Н. С. Рождественского (коллективная монография).В 50-е г:Занков.Эльконин.

МПРЯ в советский период окрепла как наука, расширилась ее теоретическая и экспериментальная база, огромное внимание к изучению, распространению массового опыта учителей(журнал «Начальная школа» 1933 г.) С 1955 г. начали создаваться факультеты педвузов, готовящие учителей начальных классов

Осн. тенденции развит. МПРЯ: плюрализм программ, учебн., методов; гуманит. направление; выс. эстетич. уровень; повышение научности, инд. подход; нов.иссл.

вопрос 7   Педагогические требования к процессу обучения грамоте.

В процессе обучения грамоте необходимо соблюдать основные дидактические принципы: наглядности, инд. подхода к обучению детей. Материал для обучения должен быть доступным, но не всегда легким. Преодолению пассивн. трудностями воспитывает уч-ся. Осн. правила доступности состоя. в том, чтобы вести уч-ся от неизвестного к известному, от простого к сложному.