Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 7

вопрос 4

Принципы обучения родному языку.

В МПРЯ - все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступности, посильности и научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы. Русский язык как предмет школьного изучения требует своеобразной, специфической интерпретации этих принципов.

Принцип связи теории с практикой предполагает постоянную речевую деятельность, устн. выражение мысли, письмо, чтение, а также применение теорет. знаний при решении практ. задач. Принцип наглядности – это не только использование схем и таблиц, но и постоянное наблюдение над живым языком, над речью (фольклор, произведения классиков)

Разрабатываются также собственные методические принципы (выведенные из закономерностей усвоения языка, речи).

Закономерности          

Принцип

Речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами рече-вого аппарата, координировать речедви-гательные и слуховые ощущения.

Внимание к материи языка и физическому развитию органов речи.

(необх. тренировать органы речи)

Единство языка и мышления, синхронность развития лексических и грамматических навыков.

Понимание языковых значений.

(понимание слов, морфем, предложений, словосочетаний)

Понимание не только смысловых, но и эмоциональных оттенков.

Выразительность речи. (изучение языка на материале лучших образцов.)

Способность запоминать традицию сочетания языковых единиц, способность внутренне усваивать аналогии, закономерности языка и применять их в речи.

Развитие чувств языка

(разговаривая, читая, слушая ребенок накапливает языковой материал и усваивает его законы)

Письменная речь усваивается, если она сопоставляется с устной.

Принцип усвоения письменной речи.

вопрос 2    Русский язык как предмет в начальных классах.

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Умения и навыки в области родного языка (речь — говорение, восприятие речи — аудирование, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык — ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества.

Одна из важнейших задач методики русского языка — определить и сформировать курс русского языка в школе  как учебный предмет.

Задачи предмета рус. яз.:

1.  научить правильно и грамотно говорить, читать , писать;

2.  обогатить речь уч-ся;

3.  дать начальные сведения по рус. яз. и лит-ре;

4.  развивать внимание, интерес к чтению к книге;

5.  уточнить и расширить представление детей об окр. мире.

Более 50% часов выделено в начальном обучении для рус. яз. – центральный предмет.

Содержание и объем предмета определено программой, в ней указаны требования к уровню ЗУН учащихся. Программа состоит из пояснительной записки (организация уч. процесса, задачи изучения предмета, частей, разделов, место, средства, методы обучения) и основной части (разделы: 1)обучение грамоте, 2) литературное чтение, 3)фонетика, лексика, грамматика, правописание, развитие речи, 4) внеклассное чтение.