Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 20

Трудности фонетики и графики в  содерж. материала: а) осмысление функций букв по отношению к звукам: дети легче воспринимают буквы на зрительной основе;б) дети очень трудно воспринимают все случаи отклонений от системы, от общего   правила (йотированные буквы, жи, ши и т.п.);в) дети всегда легче усваивают материал, имеющий жизненный, понятный им смысл, например слово и его значение.  Трудности в усвоении материала):а)  недостатки артикулирования звуков речи: [с] — [ш], [л] - [р] и пр.;б) высокие требования литературной речи (привычка к просторечью)в)  трудности звукослияния на нач.этапах чтения , г) трудности письма, его техники, неустойчивость внимания и пр. Некоторые трудности снимаются введением системности языковых понятий. Ряд: общение - речь, ее понимание - предложение - слова - слоги - звуки речи - осмысливает каждую единицу этого ряда, формирует целостный, системный механизм языка в сознании школьника.Произносительные ошибки уч-ся пока намного превышают общеизвестную «норму» ошибок орфографических и бороться с ними труднее.

вопрос 38 Методика обучению письму слов с непроверяем.   орфограммами

В рус. языке много слов, написание которых не регулируется орф. правилами и не определяется произношением. В большинстве случае это слова с непроверяемыми гласными в корне (береза, сирень).

Усвоение правописания таких слов связано с трудностями, необходима систематическая работа над «трудными (словарными) словами». В программе определен список слов для каждого класса для обязательного усвоения. В учебнике также имеется словарик. 9% ошибок связано с традиционным написанием. Работа со словарными словами включает:

1.  первоначальное знакомство со словом.

Особое внимание уделяется первоначальному знакомству со словом. Это может быть загадка о предмете, затем показ карточки с этим словом. Чтение, проговаривание, запись слова в специальную тетрадь.

2.  упражнения на закрепление орфографии.

Это могут быть списывание с подчеркиванием, списывание со вставкой пропущенных  букв, диктант в загадках, картинный диктант, орфографическое проговаривание (комментирование), подбор однокоренных слов, упражнения в склонении и спряжении, составление с трудными словами словосочетаний и предложений. На орф. работу отводится 7-8 мин, она должна быть связана с работой по чистописанию и темой урока.

3.  проверка знаний учащихся.

Текущий и контрольный диктант. Кол-во слов: 2 кл. 7-8 слов, 3 кл. 8-10 слов, 4 кл.  12-15 слов.

При усвоении написания трудных слов неоценима помощь словарика. Они бывают: готовые, в конце учебника, самодельные, настенные.

Уже в 4 четв. 1 кл. учащиеся заводят тетрадь, куда наклеивают картинки, а внизу пишут словарное слово. Со 2 кл. уч-ся ведут алфавитные словарики. После изучения темы алфавит отводится целый урок на знакомство  со словариком. Дети составляют самостоятельно под руководством учителя оглавление, учатся находить нужные слова в словаре, определяют роль словаря. В качестве упражнений предлагаются: подбор однокоренных слов по словарю, составление предложений, небольших сочинений;  заменить группы слов равнозначными глаголами, проверить по словарю. Для упражнений можно использовать не только слова для изучения в 1кл., для обеспечения преемственности. Также используются ребусы, загадки, перфокарты.

Словарно-орфографическая работа – это часть работы по развитию речи (осн. задача нач. школы).

Принципы выбора слов: тематический (по сюжетным картинкам), по графическому тождеству (безуд. о  или  оро), по графическому контрасту (слова с непроверяемыми  о   а   или е   я.

Виды словарной работы: с опорой на зрит. восприятие, слуховое, творческие виды работы. Необходимы систематичность, разнообразие, различные  приемы.

вопрос 40  Требования к современному уроку русского языка.

Урок – основная форма работы с учащимися. Именно в уроке реализуется программа, методика, осуществляется процесс обучения. Триединая задача урока: воспитание, развитие, обучение.