Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 31

4.  подбор и запись ключевых слов на изучаемую тему;

5.  исследование правильности, уместности употребления слов в тексте;

6.  использование словарей;

7.  составление, разгадывание кроссвордов.

Работа над словом предшествует работе над словосочетанием: сначала работа над звуком, затем над словом, словосочетанием и предложением.

вопрос  56. Методика проведения изложений.

Изложение – это пересказ образцовых текстов.Одно  из упражнений в развитии    связной речи, оно проводится на основе образца.

Задачи: развитие логического мышления, обогащение языка школьников, уточнение и расширение понятий об окр. действительности, закрепление орфографических и пунктуационных умений.

Роль изложения:сознательное восприятие текста, построение высказываний, развитие памяти и логического мышления, формирование синтаксического строя речи, воспитание литературного вкуса.

Классификация: 1) по цели проведения (обучающие и контрольные); 2) по времени (классные и домашние); 3) по форме (устные и письменные); 4) по объему ( полные, выборочные, сжатые), 5) по характеру операций с текстом (без изменения , с изм.); 6) по наличию плана, 7) по материалу (своими словами, близко к тексту); 8) по характеру воспринимаемого текста ( на слух, зрительно).

Для изложения выделяются спец. уроки.

Э  т а п ы работы:  1. подготовка, 2. письмо, 3. работа над ошибками.

1.  На подготовительном этапе учитель читает текст, обсуждается содержание, непонятные слова, составляется план (коллект. или самост. или учителем), предупреждение реч. ошибок (напоминание писать простыми предл, прямая речь на доске), проводится орфографическая подготовка (повт. правил, сложные слова на доске), устный пересказ или повторное чтение.

2.  Письмо. 20-25 минут. Учитель наблюдает, отв. на вопросы.

3.  Проверка учеником, взаимопроверка.

4.  Проверка учителем.

5.  Работа над ошибками.(классификация ошибок, хар-ка ошибок, анализ, чтение лучших работ, коллективная РНО, индивидуальная РНО)

Нормы оценок за изложение: «5» - правильно и послед. изложен материал, допуск. 1 речевая ошибка;  «4»- содержание послед-но, верно, 1-2 орф. и реч. ошибки;  «3» -  небольшое отклонение от плана, 3-6 орф. ош., 2-3 реч.; «2»- грубые ошибки, более 6 орф. , 3-х реч.;  «1» - ничего не написал.

При оценке изложений  учитывается  фактическая достоверность изложенного, полнота передачи содержания, правильность построения предложений и точность употребления слов.

1кл это ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Устный пересказ.

2 кл. Знакомство с понятием изложение. Письменные ответы на вопросы(4 воп.)

3  кл. Изложение текста повествовательного характера по коллективно составленному плану.(3-4 пункта, 40-60 слов)

4 кл. Изложение подробное и сжатое по самостоят. плану.

вопрос  58. Сочинение по наблюдению и личным впечатлениям.

Сочинение – упражнение, заключающееся в  самостоятельном изложении мыслей учащихся на заданную тему. Занимает особое место, этому виду упр. подчинены все остальные. Цель –научить выражать мысли в устн. и письм.  ф-ме. Значение: образовательное (упражнения в грамотном письме),  воспитательное (воспитывает внимательность, аккуратность, самостоятельность),  развивающее (развивает творческое воображение, мышление, связную речь).  Классифицируются: по источникам материала (на основе пережитого, по книжн. материалам, картинам, по разл. источн.); по степени самостоят-ти (коллект. и инд. подготовительная работа); по типам текста (повествование, описание, рассужд-е); по темам. Знание классификации помогает выбрать  методические средства.

Сначала детям предлагается составлять небольшие устные сочинения, письменная форма – запись отдельных слов и предложений. Во 2 кл. учащиеся под руководством учителя сост. рассказы о своих играх, забавах (все сочинения повествовательные), в 3 кл. составляются рассказы о  играх, забавах, работе  с элементами описания, в 4 кл.  добавляются элементы рассуждения. В 1 кл. учащиеся строят сочинение, отвечая на вопросы, во 2кл. сост. коллективный план, далее можно предложить самостоятельное составление  плана.