Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 34

Картины служат прекрасным стимулятором детского речевого творчества. Сочинения по картинам делятся на 3 вида: повествовательные сочинения по серии картин или картинному плану, повествоват. сочинения по одной картине, описание картины. Сначала детям предлагается составлять небольшие устные сочинения, письменная форма – запись отдельных слов и предложений. Во 2-3 кл. предлагаются сочинения по серии картин. Письменные сочинения по картине   предлагаются в 4 классе.

В обучении письму сочинений по картине различают три этапа:

1.  Подготовительный. Выбор картины с учетом возраста, учебных целей; изучение содержания картины учителем; знакомство с биографией художника, временем создания картины, составление вопросов для беседы и плана урока.

2.  Урок  сочинения по картине. Сообщение темы урока и цели (цель урока: развитие умения письменно излагать содержание изображенного на картине с элементами описания); молчаливое рассматривание картины, коллективное составление плана; устное сочинение 1-2 учащихся; выяснение написания отдельных слов и предложений; письмо сочинения в тетради; самопроверка, взаимопроверка.

3.  Анализ сочинения и работа над ошибками. На проверку 2-4 дня. Выставляются 2 оценки ( содержание и грамотность), неудовл. не выставляются. Лучшие сочинения  зачитываются. Необходим анализ ошибок: раскрытие темы, сост. плана, размер сочинения, лексика, синтаксис, орфография, пунктуация, каллиграфия. Нормы оценок за сочинение: «5» - правильно и послед. изложен материал, допуск. 1 речевая ошибка;  «4»- содержание послед-но, верно, 1-2 орф. и реч. ошибки;  «3» -  небольшое отклонение от плана, 3-6 орф. ош., 2-3 реч.; «2»- грубые ошибки, более 6 орф. , 3-х реч.;  «1» - ничего не написал.

Сочинение по картинному плану. Ход урока: сообщение цели; самостоятельное рассматривание комплекта картин (на каждой парте – комплект), дети раскладывают картины в нужной последовательности (т. е. составляют картинный план), выяснение и формулировка темы;  беседа по картине; озаглавливание картин (т. е. составление текстового плана), обсуждение, запись на доске; самостоятельное письмо; инд. помощь; проверка, самопроверка.

вопрос  55. Синтаксическая работа в системе развития речи.

Синтаксическая работа включает  в себя работу над словосочетанием и предложением. Изучается в грамматическом плане и развития речи, ей предшествует работа над звуком, словом. Главная цель синтаксической работы – развитие связной речи учащихся.

Словосочетание – лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. В его составе реализуются подчиняющееся и подчиненное слова, в нем реализуются морфологические категории и формы, их синтаксические связи: согласование, управление, примыкание.

На первом месте стоит механизм построения словосочетаний. Необходимо заучивание пословиц, афоризмов, стихотворений.

Приемы работы: постановка вопроса  к подчиненному слову, установление связей внутри словосочетания, толкование значений словосоч-й,моделирование (схемы), составление разл. типов словосочетаний, исправление реч. ошибок, составление словосочетаний с новыми словами, усвоение оборотов речи, составление словосочетаний в связи с изучением частей речи.

Необходимо разграничивать: пары слов ( подлежащее и сказуемое, нет гл. слова) и словосочетание ( есть главное и зависимое слово). Упражнения со словосочетаниями должны иметь выход к составл. предложений, связной речи.

Предложение – минимальная единица речи, обладающая смысловой и интонационной законченностью. Из предложений состоит текст, оно имеет четкую грамматическую организацию.

Основная цель работы – научить детей выражать  мысли в четкой и правильной синтаксической структуре.

Виды упражнений: 1) аналитические (разбор) и синтетические (построение и конструирование) ; 2) по степени самостоятельности и активности: по образцу, конструктивные, творческие.