Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 15

3) беглость (темп чтения, обусл. понимание прочитанного). Виды работ:  чтение новых текстов, многократное чтение.

4) выразительность (способность интонационно выразить отношение к читаемому). Виды работ: выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов героев, разметка текста: паузы, логич. ударения, темп, упражн.  

Качества взаимосвязаны и взаимодействуют. Необходимо проводить систематическую работу по формированию качества навыка чтения.

вопрос 20. Развитие мышления первоклассников на уроках грамоты.

Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Речь подразделяется в первую очередь на внешнюю и внутреннюю. Внешняя –речь, облеченная в звуки и графические знаки, внутренняя –«мысленная» речь. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задач. обдумывание материала и подготовка к высказываниям, письму.

Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Поэтому в методике развития речи уч-ся большое внимание уделяется подготовке материала, его обработке, отбору, расположению, логическим операциям. Понятийное мышление, в свою очередь, не может развиваться без языкового материала. Речевое оформление мысли способствует  большей четкости, ясности, стройности самой мысли. Речь – канал развития интеллекта.

Разрабатывая речевые упражнения, учитель ориентируется на определенные формы умственной работы (умств. операции): анализ, синтез, выделение и обобщение признаков, выявление причинно-следственных связей между явлениями, сопоставление и противопоставление)

Для выявления признаков необходимо связывать наблюдения с чувственным опытом уч-ся. Сравнение – позволяет устанавливать  сходства и различия между явлениями. Формирование понятий – одна из важнейших задач умственного мышления. В понятии отображаются общие существенные признаки предметов и явлений действительности.(упражнения: перечисление предметов с обобщением, нахождение лишних предметов, определение родового понятия по видовому: Акация – это кустарник; многоступенчатое обобщение понятий, мотивировка(пояснение). Определение понятий.  К определению идут от описания. Связная речь складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются в предложения и их группы.

Вопросы учителя, требующие раскрытия причинно-следственных отношений чрезвычайно полезны для развития речи. Анализ, творческая переработка, глубокое осознание, а затем синтез, выражение усвоенного в собственной речи – путь мыслительного развития в речевых упражнениях.

Звуковой аналитико-синтетический метод – способ развития мышления мл. школьников, кроме того  в «Русской азбуке» много логический задач, ребусов. Работа над текстами также способствует  развитию мышления.

вопрос 18   Обучение письму как составная часть обучения грамоте.

Одновременно с обучением чтению первоклассники овладевают навыком письма. За период обучения грамоте учащиеся должны научиться писать буквы, букв. соединения, слова, предложения, списывать, писать под диктовку, проверять прочитанное, записывать собственные предложения.

Письмо – это речевой, графический, орфографический и двигательный навык. Сознательный навык письма состоит в следующем: правильное соотношение звука и буквы, соблюдение графических и орфографических навыков, использование орфографических навыков для передачи собственных мыслей, чувств, что является основной целью письма.

Ступени формирования навыка: элементная, буквенная, связного письма, связной скорости. В период обучения грамоте формируется первоначальный навык письма, который охватывает три ступени.

1) подготовительный этап: ребенок овладевает правильным письмом элементов букв с соблюдением правил посадки, пользования ручкой, тетрадью.

2) изображение букв: решаются задачи правильного изображения букв.

3) связного письма: обучение правильному соединению букв в словах, при этом решаются все предыдущие задачи.