Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 26

На каждом этапе дети должны усвоить:

1 кл. В ударном слоге гласный звук соответствует букве, в безударном – не всегда и требует проверки, буквы  у  ы  ё  проверки не требуют.

2 кл. Правило нахождения проверочных слов, умение применять его на практике. 

3-4 кл. закрепление

вопрос 35  Формирование грамматических понятий у младших школьников.

Грамматические понятия  представляют собой единство грамматического значения и способов выражения. (напр. существительное (гр. понятие) обозначает предмет). Грамматические понятии трудны для понимания, т. к. абстрактны, нужно понять суть их значения и соотнести с определенным грам. материалом.

В нач. школе усваивается 2 вида грамматических понятий: морфологические (слово, ч. речи, сущ, прил….) и синтаксические (предложения: простые, с однор.членами, члены предложения).

Любое понятие проходит длительный путь формирования. Этапы:

1.  эмпирический: наблюдение, выделение признаков изуч. явл., осмысливание их.(не менее года) Напр.:в 1 кл.  в процессе набл. уч-ся узнают о изм. по числам

2.  теоретический:  вводится термин (сущ,прил…), знакомство с некоторыми формальными грамматическими признаками (ед., мн. число).(2 кл)

3.  практический: (дальнейшее углубл. понятия):  знакомство с нов. признаками (изменение  по числам, родам), применение понятия на практике. (3 кл.)

Грамматические  понятия можно считать сформированными, если: 1.ученик умеет отличать одну категорию от сходной, 2.умеет подвести под общее правило частн. случаи, 3.умеет использовать гр. понятия в самост. творческих работах.

Для формирования грам. понятий необходима система упражнений:

1.  по характеру формирования знаний (морфологические или синтаксические);

2.  по характеру умственных операций (аналит, синт., аналитико-синт.: списывания с гр. заданиями;грамматический разбор (упр. аналит-го хар-ра, т. к. уч-ся находят в тексте опред. гр.явление и называют присущ. ему гр. признаки)

вопрос  49. Методика изучения им. прилагательного.

Параметры изучения: что обозначает слово, на какие вопросы отвечает, как изменяется, какие имеет постоянные категории, каким чл. предл. является, как изменяется, как образуется. Принцип изучения: сравнение и сопоставление взаимосмеш. языковых явлений. Цель изучения: обогащение детской речи им. прил., формирование навыков употребления в речи и правильное их написание.

Изучение проходит в соответствии с общим порядком изучения частей речи:

1 кл. –морфолог. вопросы к отдельно взятым словам, 2 кл. – общее понятие о ч. р.,3,4  кл.- изучение некоторых грамматических категорий ч.р.

Порядок изучения: умение выделять и группировать слова, обозн. признаки предметов, умение ставить вопросы, составлять словосочетания (сущ.+прил.) знакомство с термином  - им. прил, начало изучения граммат. ф-ций. Этапы работы: разбор текста, выделение им. прил., постановка вопроса от сущ., вывод: обозначает признак предмета, относится к сущ., отв. на вопросы какой?какая? какие?какое?

Род. В отличии от сущ. изменяется по родам, род зависит от сущ. к которому они относятся. Учащиеся сами могут сделать этот вывод на основе наблюдений. На следующем этапе выделяют родовые окончания в начальной форме (м.р., ед.ч.), затем жен. и ср. р. Вводится понятие «согласование в роде» (позже числе и падеже), составляют таблицу родовых окончаний. Упражнения: составление разл. словосочетаний, выбор прилагательных-синонимов и антонимов, тренировка в постановке вопросов к прил., поиск прил. в тексте, подбор прил. к сущ., загадки.

Число. Выдвигается гипотеза: прилагательное согласуется с сущ. не  только в роде, но и числе. Составляется таблица, подтверждается примерами. Вывод: вопрос «какие?» единый для всех родов, окончания (ие, ые) тоже. Закрепляют теоретические выводы,  изучают роль прилагательных в тексте. Упражнения: составление словосочетаний, изменение по числам, подбор прил. к сущ.