Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 13

Целенаправленная работа над изобразительными средствами языка является одним из важнейших условий раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники знакомятся с использованием авторами основных изобразительных средств поэтической речи: эпитетов, сравнений, метафор (в частности, олицетворений).

вопрос 29  Самостоятельное чтение мл. школьников. Его задачи.

Самостоятельное чтение – вид  интеллектуальной деятельности, свойства  личности, характеризующиеся совокупностью ЗУН, которыми должен обладать квалифицированный читатель. (Светловская «Самостоят. чт. мл. школьников».)

Квалифицированный читатель должен уметь выбирать литературу, пользоваться справочными источниками, понимать прочитанное.

Самостоятельное чтение развивает кругозор, влияет на эстетическое развитие учащихся.

Задачи: расширить кругозор детей, сформировать устойчивый интерес к книге, как к источнику знаний, научить думать над книгой до чтения, во время и после, научить ориентироваться в мире книг, сформировать привычку пользоваться знанием книг.

Задачи уроков внеклассного чтения определяются программой. Основная – ликвидация читательской неграмотности и формирование грамотного читателя.

Содержание курса внеклассного чтения:

1. круг чтения (обязательная детская классика, инд. детское чтение, круг хорошей дет. литературы, возможный круг дет. чтения)

2. работа с детской книгой.

Работе с книгой необходимо учить. Общение с книгой имеет свои закономерности и читательские умения формируются поэтапно.

Готовность ребенка  к самостоятельному чтению характеризуется: сформированностью интереса к книге-объекту, владение грамотой и хорошим темпом чтения, широтой читательского кругозора, упорядочностью  накопления кругозора (книга-автор, книга-тема)способностью помнить  прочитанное. Обычно готовность появляется к концу первого года обучения. Только на базе этого уровня ребенок в состоянии приступить к освоению процесса самостоятельного выбора книг.

Объективным показателем сформированности читательской самостоятельности является устойчивая потребность читать книги по осознанному выбору.

вопрос 31  Сущность метода чтения-рассматривания. Трансформация этого метода от подготовительного этапа к основному.

Чтение-рассматривание это ведущий метод обучения, который доступен уч-ся 6-10 лет. Его основой является аксиома читательской деятельности: книгу читают и смотрят.(смотрят до начала чтения, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение, в процессе , чтобы ориентируясь на рисунки и шрифты выделить главное и пересматривают после, чтобы перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного).

У опытного читателя – это сложный, свернутый комплекс умений просмотра книг, а у читателя обучающегося – это чтение-рассматривание, т. е путь к содержанию книги через последовательное вычленение, сопоставление, осознание внешних примет содержания.

Подготовительный этап: цель рассматривания – показать детям связь содержания книги с её внешними приметами ( т. е. такими элементами книги как заглавие, фамилия автора, иллюстрация), научить ориентироваться в книге.

Начальный этап: цель  рассматривания - определение темы урока с опорой на выставку книг, прогнозир-е содержания книги, ориентация в группах книг.

Основной этап: цель рассматривания – выбор книг по теме, предложенной учителем, самостоятельное освоение её содержания.

Заключительный этап – чтение рассматривание с целью выбора печатных источников, освоение их содержания в зависимости от личных возможностей читателя и предпочтений.

вопрос 24  Основные положения методики чтения худ. рассказов.

Чтение худ. произведений имеет исключительное значение, т. к именно они воздействуют одновременно на мысли, чувства и волю  людей.

До революции гл. задача – обучение грамотности, далее задачи –сообщение сведений об окр. действительности