Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 36

3.  При работе над орфографическими ошибками.

4.  Для  обобщения материала и его систематизации.

Виды повторений: 1) в начале учебного года (цель – вспомнить забытое), 2) текущее (на каждом уроке), итоговое: в конце изучения темы, раздела, в начале учебного года, в конце четверти, полугодия, года (цель: привести знания в систему)

Повторение по изученной теме предшествует к/р, на итоговое повторение в конце года отводится 10-15 уроков.

Активная работа при повторении достигается разл. методами:

·  учебный материал воспроизводится в ином порядке нежели при изучении;

·  повторение вносит в знания элементы нового;

·  повторение ведется на новых текстах, используются различные упражнения;

·  упражнения должны быть рассчитаны на большую самостоятельность уч-ся.

вопр.59 (часть 2) Речевые ошибки учащихся в изложениях и сочинениях. Типы ошибок, их причины, способы предупреждения.

Система исправления и предупреждения ошибок разрабатывается на основе их классификации, изучения причин возникновения. Система   работы:    а)   исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

б)   классная   работа   над   общими,   типичными   ошибками   на уроках анализа проверенных сочинений и изложений (15—20 минут);

в)   индивидуальная   и   групповая   внеурочная   работа   над   отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;

г)   система   стилистических   и   иных   языковых   упражнений,   в которых  учитываются  возможные  и  наиболее  вероятные  речевые ошибки; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики;

д)   языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением   с   целью   подготовки   школьников   к   использованию лексики   предстоящего   текста,   его   фразеологии,   некоторых   синтаксических конструкций;

е)   стилистические   акценты,   где   это   возможно,   при   изучении грамматических тем, указания на то,  как данная  грамматическая тема   может   послужить   основой   для   предупреждения    речевых ошибок;

ж)   обучение школьников самопроверке и самостоятельному совершенствованию (редактированию)  изложения и сочинения.

Система исправления и предупреждения речевых ошибок учащихся неотделима от всей языковой работы, но она более целенаправленна.

Ошибки исправляются либо самим учеником — это наилучший способ, либо учителем. Исправление ошибки состоит в перестройке предложения или словосочетания,   в   замене   слов,   в   добавлении   необходимого,   в зачеркивании лишнего  (в зависимости от типа ошибки). Проверяя сочинение или изложение, учитель исправляет те ошибки, которые дети сами, даже с его помощью, исправить не смогут, и подготавливает учащихся  к исправлению остальных ошибок  в  коллективной или индивидуальной работе.

Перед учеником стоит поисковая задача. Так, дети сравнительно легко самостоятельно исправляют одну из наиболее типичных ошибок начальных классов — повторение одинаковых слов, если учитель на полях поставил условный значок, например букву П. Пропуск чего-либо важного обозначается значком V, нарушение порядка слов — цифрами над словами, неудачный выбор слова —  буквой С, неточное употребление местоимений — буквой М.                                                                                                                                                                                                                  На  уроке,  посвященном  анализу зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Выделяется 10-15 минут на тематическое исправление какого-то типа ошибок.   Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или с небольшими группами.