Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 11

2.  Литературоведческий. Ознакомление уч-ся с различными жанрами.

В содержании уроков литературного чтения выделяют 3 раздела:  (по программе)

1.  круг произведений (устн. творчество ру. народа, доревол. и послеревол. писатели, лит-ра народов мира)

2.  развитие речевых умений и навыков при работе с текстом (навык чтения, выразительность, работа с текстом)

3.  обогащение и развитие опыта творческой деятельности, эмоционально-чувственное отношение к действительности (обогащение опыта эстетического восприятия, развитие творч. способностей, развитие воображения, фантазии, образного восприятия окр.мира, развитие умения выражать словами свои впечатления, обогащение опыта эстетического восприятия худ. произведения, развитие способности полноценного восприятия худ. произведения).

вопрос 23  Понятие о выразительности чтения. Методы, приемы.

Выразительность чтения – способность средствами устной речи передать слушателям своё отношение к идее произведения.

В современной методической литературе четко разграничены понятия: выразительное чтение и выразительность чтения. Начиная с 1 кл. уделяется внимание работе над средствами выразительности: интонация, логическое ударение, темп, ритм, паузы, повышение и понижение голоса.

Условия выразительности: умение распределять дыхание в процессе чтения, правильная артикуляция каждого звука, четкая дикция, овладение нормами литературного чтения.

Лучшим материалом для обучения выразительности чтения считаются басни и стихотворения.

Условия работы над выразительностью:

1.  Должен демонстрироваться образец (учитель или запись).

2.  Работе над выразительностью  чтения должен предшествовать тщательный анализ худ. произведения.

3.  Наблюдения над изобразительно-выразительными средствами становится частью работы по уяснению идейной направленности произведения.

4.  Работа должна опираться на воссоздающее воображение школьников.

5.  Обсуждение вариантов прочтения проанализированного произведения.

Упражнения.

Разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения, тона, громкости.

Определение отношения автора к герою по тому, как автор называет его.

Определение своего отношения к герою.

Упражнение в чтение с использованием помет, чтение в лицах, выборочное чтение.

При обучении выразительности чтения важно подражание образцу. Ведущим является понимание текста, отношение автора к действующим лицам, а также собственное отношение уч-ся к событиям о которых рассказывается.

вопрос 25      Методика чтения и анализа басен.

Басня — одна из форм эпического жанра или вид эпической поэзии.   Внимание к басне в  школе обусловлено рядом  ее достоинств.

1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания, учит народной мудрости. 2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20—30 строк, но по содержанию это — пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой.

Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как художественного произведения. Выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Традиционно считается целесообразным начинать работу над текстом басни с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.  По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им дается второй вопрос: «Какова мораль басни?» После этого чтение и краткий разбор оборотов речи.